Блеск и нищета ютуба: Дудь, Ивлеева и, прости господи, Хованский

30.12.2017

Кто из поколения, рожденного в 90-е и позже, смотрит сейчас телевизор? Почти никто, все сидят в ютубе. Там всё: новости, развлечения, приколы, фильмы, мастер-классы, семейные хроники и просто чужая жизнь.

Кто из детей хочет стать сегодня космонавтом? Никто. Все хотят стать ютуберами и заработать много денег без отрыва от монитора. Ютуб-бум в полном разгаре.

Главная новость, которую принес с собой ютуб – чтобы стать миллионером, не нужно практически ничего. Ни профессии, ни связей, ни начального капитала. Только идеи, время и желание. Поэтому на фоне российского экономического кризиса люди массово рванули туда на заработки, и ютуб превратился с стихийную свалку всего на свете.

На этой свалке постепенно образовались два полюса. Один из них – это как бы альтернативный блок телевидения: все то же, но без цензуры и телевизионного консерватизма. Субъективно-выборочно – несколько примеров.

Блог Юрия Дудя – профессионального журналиста с опытом работы на ТВ. Его фишка – интервью. Он разговаривает с русскими рэперами, Навальным, Собчак, Ходорковским, Познером. Канал Юрия Дудя называется ёмким словом «вДудь», и он собрал 163 миллиона просмотров. Он сидит в растянутой майке и драных джинсах, навязчиво водит руками и плевать хотел на моветон, и смотреть его очень увлекательно. Он спрашивает людей об интересном и еще о том, что все хотели бы спросить, но стесняются: про секс, про деньги, про Путина. У него в эфире Познер ругается матом, а Собчак с пеной у рта доказывает, что называть детей «маленькими пидорами» - это ничего страшного.

Еще один крупный влогер, пришедший с телевидения – Сергей Дружко. Когда-то он вёл на ТНТ программу «Необъяснимо, но факт». Идея его «Druzhko Show» - пародия на свой собственный телевизионный образ. Всего за полгода он набрал миллионы подписчиков, и это понято: у него яркий авторский стиль и специфический юмор.

Развлекательный жанр вообще делает погоду на ютубе. И больше всего народ любит смотреть вайны - маленькие комические видеоролики. Здесь одна из звезд– Настя Ивлеева. Симпатичная, артистичная, с природным комическим даром. У неё 350 тысяч подписчиков и миллионы просмотров. Весной ее пригласили на ТВ, и теперь она ведет на Пятом канале «Орёл и решку». От хорошенькой маникюрши – до ведущей на ТВ – неплохая карьера.

Забавный опыт ютуб-сериала – «Застрявшие» на канале Антона Риваля «Антон из Франции».

Но на другом полюсе ютуба – полнейший и совершенно беспросветный мрак, но аудитория у героев этого полюса еще больше. Хотите увидеть, как в парке Горького человек пьет мочу ведущего за 10000 рублей – смотрите канал «Дневник хача» Амирана Сартарова вместе с миллионами его подписчиков. Он популярный идеолог безделья в кайф и махровый сексист. Тёлки, пиво и красивая жизнь – как говорится, зашибись. Мужская аудитория ютуба от 16-ти до 35-ти – его фанаты.

Блогер и стендапер Хованский – апофеоз и главный выразитель тёмной стороны ютуба. Скандал в особо извращенной форме – его стихия. Юмор таков, что кровь стынет в жилах. Пнуть мертвого и унизить мать своего противника в баттле – это его стиль. Он кумир школьников переходного возраста.

Как бы там ни было, аудитория русского ютуба уже больше, чем у Первого канала. Телевидение терпит кризис, ютуб - расцвет, и между ними завязываются интересные взаимоотношения.

С одной стороны, телевидение в лице главных каналов постепенно перетекает на платформу ютуба. С другой - оно перетягивает к себе заметных видео блогеров, чтобы привлечь с ними и их аудиторию. Но телевидение заинтересовано в ютубе больше, чем ютуб в телевидении, причем, намного. Участие влогеров в телепроектах - это для них , скорее, вопрос пиара: ещё больше подписчиков, ещё круче репутация. Зачем уходить с платформы, где полная свобода, ты сам себе хозяин, и где крутятся фантастические деньги.

Посмотрим, как будет развиваться этот взаимообмен. Или телевидение опустится до Хованского, или ютуб поднимется до Дудя.