Эрудиция - зло?

30.12.2017

Традиционный взгляд на широкую эрудицию заключается в том, что это безусловно хорошо. Нас восхищают люди, которые могут с уверенностью судить и о том, и об этом.

Но если задать себе простой вопрос: что мне дало в жизни то, что я имею в голове множество информации на всевозможные темы, кроме профессиональной, придется хорошенько задуматься. Дает ли эрудиция реальные бонусы в виде жизненного продвижения, карьеры, финансового благополучия? Посмотрите вокруг, и вы увидите, что ничего подобного. И есть подозрение, что она даже мешает личному успеху, потому что распыляет наши усилия.

В истории много примеров того, как люди достигали выдающихся результатов в своей профессии, будучи полными невежами во всем остальном. Взять, к примеру, Моцарта. Ничему, кроме музыки, он не учился вообще. Его интересы ограничивались профессией, карьерой, женщинами и красивой одеждой. Он вообще не читал книг (если только речь не шла о поиске сюжетов для оперы), не интересовался наукой и политикой, он даже к красоте природы был совершенно равнодушен. Зато в своём деле он постоянно и интенсивно совершенствовался, не жалея ни сил, ни времени. Результат известен.

Конечно, эрудированность тоже может быть целью, если она необходимый компонент профессионализма. Например, для журналиста, политика, писателя или игрока во всякие интеллектуальные игры. Но в большинстве случаев - это вопрос личных предпочтений, а не безусловная цель.

Для того, чтобы быть успешным, человеку необходим не такой уж широкий охват информации. Он должен знать теоретически и практически, как выжить в своей среде, сохранить здоровье, как воспитать своих детей и как преуспеть в профессии. Всё остальное – для души.

Но в современном мире всё построено на постоянном расширении информационного поля. Наши головы забиты массой ненужной нам знаний. Нас грузят в школе, вузе, и мы сами добровольно погружаем себя в потоки быстротекущей информации из телевизора и интернета. Почему-то нам кажется, что если мы что-то пропустим, не успеем, то отстанем и не сможем выдержать жизненной конкуренции. В итоге имеем бег на месте, синдром тревожности в массовом масштабе и падение профессионализма во всех сферах.

Хочу всё знать – тренд 20 века. В 21-м – актуальна проблема отбора информации. Побеждает не тот, кто много знает, а кто умеет сосредотачиваться и отсекать лишнее.