Несчастные случаи на производстве: что делать?

18 May

Тебе приходилось когда-нибудь срывать Стоп-кран в поезде? А нажимать грибок Аварийного останова на эскалаторе? А если придётся? 😳

А думал ли ты о том, что если бы на Терминаторе была кнопка "Emergency Stop", фильм закончился бы на середине первой части...

Аварийный останов в поезде. (Фото сделано автором в электричке Таганрог-Успенская)
Аварийный останов в поезде. (Фото сделано автором в электричке Таганрог-Успенская)

Те, кто читает меня длительное время на блоге СамЭлектрик.ру, и в этом журнале, знают, что я работаю на современном промышленном предприятии, и имею дело с производственным оборудованием разных производителей. Я много говорил о различных устройствах и компонентах, их работе и подключении.

Но сегодня давайте обсудим тему, которая сейчас идет на первых страницах мануала к любой линии или станку. Эта тема – безопасность.

О безопасности в инструкции
О безопасности в инструкции

Вопросы ответственности тут рассматривать не будем. Лучше расскажу, как сейчас обстоит дело с предупреждением несчастных случаев на промышленных предприятиях.

Реальные случаи

Тема кажется скучной, но она перестаёт быть таковой, когда дело относится к реальным случаям. Вот несколько.

  1. Женщину затянуло под конвейер. Это легко может произойти, когда есть висящие части одежды. Напарница могла легко остановить конвейер, но растерялась, и впала в ступор. Когда её спросили, почему она не нажала на красную кнопку «Аварийный стоп», она сказала – «Я думала, что если кнопка красная, то будет ехать ещё быстрее». Пострадавшая отделалась синяками, а причина тому – человеческий фактор.
  2. Случай другой, тоже связан с конвейером. Слесарю нужно было поменять цепную передачу редуктора. Он нажал, как его учили, кнопку аварийного стопа, и приступил к делу. Теперь у него нет указательного пальца – из-за неисправной кнопки конвейер самопроизвольно запустился, и палец передавило цепью. Налицо неисправность оборудования, приведшая к травматизму.

Что может произойти

Дело в том, что с усложнением любого устройства повышается вероятность нештатной ситуации. Разработчики сложного оборудования, несомненно, смотрели фильм «Терминатор», где рассказано, как машины стали слишком умными (без кавычек!) и решили уничтожить человечество.

До уничтожения человечества машинам далеко, но отдельным индивидуумам могут здорово насолить. И производственный травматизм – к сожалению, дело обычное.

Все случаи травматизма можно по причинам разделить на две части – неисправность оборудования и человеческий фактор. И то и другое можно предусмотреть, существенно уменьшив вероятность несчастья. Однако, стоит помнить, что 100% гарантии никто дать не может.

Читаем инструкции по безопасности

Что можно сделать – на этапе проектирования постараться всё предусмотреть и составить инструкцию, чего нужно опасаться в данной машине.

Можно сказать, что все инструкции по технике безопасности написаны оторванными руками и головами. Эта метафора означает, что эти инструкции не высосаны из пальца, а основаны на реальных событиях.

Например, если существует минимальная вероятность ожога, удара током, защемления, пореза – об этом обязательно будет сказано.

Но, как известно, инструкции никто не читает.

Расскажу, как обстоят дела на практике, то есть, на промышленных производственных линиях.

Защита доступа

Действует правило: «Опасное – недоступно, доступное – не опасно». Все движущиеся, режущие и горячие части машин закрываются кожухами. Если это большой агрегат – он ограждается забором, доступ за который возможен только при остановленной машине и (или) при наличии специального ключа.

Замок на выключателе
Замок на выключателе
Если машину обслуживают одновременно несколько человек, у каждого свой замок и ключ, защита работает по схеме "И"

Что касается электрической части, то применяются такие меры защиты:

  • · Изоляция проводов, различные кожухи
  • · Гальваническая развязка
  • · Пониженное напряжение
  • · Предупреждающие знаки и надписи
Клеммы вводного рубильника закрыты пластиком
Клеммы вводного рубильника закрыты пластиком

Стоит сказать, что всё это – защита «от дурака». Грамотный электрик всегда понимает, куда можно лезть, а куда нельзя. Для этого проводится специальное обучение в Ростехнадзоре. Электрик получает группу допуска по электробезопасности. И при работах в электроустановках принимается целый комплекс мер, от которого зависит жизнь и здоровье электрика.

Что не так на этом фото?
Что не так на этом фото?

А обычный персонал (технологи, операторы) не должны ни при каких условиях соприкасаться с частями оборудования под напряжением, это предусмотрено конструкцией.

Аварийные цепи

Аварийная, или контрольная цепь – это электрическая схема, которая проверяет, всё ли в порядке с данным оборудованием. Например, включены ли все защитные автоматы и мотор-автоматы, не сработала ли тепловая защита, исправны ли преобразователи частоты, проверяет закрытие всех дверей, люков, наличие ограждений, и тому подобное.

Моя подробная статья на Дзене, как (должны быть) устроены аварийные цепи.

Словом, такая схема даёт возможность предотвратить неправильную или опасную работу оборудования. Иными словами, наличие контрольной цепи позволяет соблюсти технологический процесс и сохранить здоровье и даже жизнь обслуживающему персоналу.

Бывает, что аварийный случай всё же произошел, и чтобы минимизировать последствия, нужно за доли секунды принять решение и отключить оборудование.

На переднем крае аварийной цепи – кнопка «Аварийный стоп», или «Экстренная остановка». В англоязычном варианте – «Emergency stop».

Слева - вращающийся вал, справа - кнопки "Аварийный останов"
Слева - вращающийся вал, справа - кнопки "Аварийный останов"

Это красная грибовидная кнопка (как правило, на желтом фоне), которая располагается на самом доступном месте пульта управления.

Дай Бог, чтобы этой кнопкой не нужно было пользоваться – так же, как подушкой безопасности в автомобиле.

Но если оператору затянуло руку между валами (по какой причине и кто виноват – не важно), другой оператор должен мгновенно просечь ситуацию, и нажать «грибок».

Пострадавший отделается легким испугом, и обнимет этим вечером своих детей.

Работа всех частей системы аварийного останова нужно периодически проверять, а персонал инструктировать, как и в каких случаях ею пользоваться.

Речь о таких кнопках
Речь о таких кнопках

Очень удобно применение кнопок «Аварийный останов» с ключом. Это дает гарантии того, что отжать обратно эту кнопку сможет только тот, кто её нажал – ведь ключ находится у него в кармане!

Следует сказать, что в некоторых случаях нажатие кнопки «Аварийный останов» может привести к нарушению технологического процесса, и даже порче оборудования. Конечно, здоровье всегда дороже, но и бездумно использовать эту кнопку нельзя – как «Стоп-кран» в поезде.

Схема аварийной цепи

Поскольку я электронщик, схемы для меня всё. Если очень коротко, основу аварийной цепи составляет аварийный модуль, или аварийное реле и линейный контактор.

Аварийные модули и линейный контактор
Аварийные модули и линейный контактор

Коротко, схему обычно строят следующим образом.

1. Контакты кнопок аварийных цепей, защитных дверей и т.п. подключены к реле безопасности на специальные входы, либо через них идет питание.

2. Реле безопасности запускается при нажатии оператором кнопки «Сброс».

3. Условие запуска – выключенный линейный контактор. Это реализуется просто – его нормально закрытые контакты включаются последовательно с кнопкой «Сброс». Эти контакты играют роль проверочных, и говорят о том, что силовая часть схемы находится в исходном состоянии. И если по какой-то причине линейный контактор не исправен, кнопка «Сброс» работать не будет.

4. Линейный контактор – это силовой элемент, через который питается остальная часть схемы. Это питание катушек всех остальных контакторов (через которые включаются двигатели). Это также может быть и более мощный и кардинальный вариант – линейный контактор «рубит» трехфазное питание на вводах всех контакторов и преобразователей частоты.

5. В целях повышения надежности (резервирование) используют два контактора, силовые и проверочные контакты которых включены последовательно.

Удорожание и усложнение схемы оправдано тем, что при КЗ и перегрузках силовые контакты могут «залипнуть», и вся схема теряет смысл – сколько ни жми на «Аварию», всё будет продолжать работать.

Аварийное реле устроено таким образом, чтобы схема была максимально чувствительной к проблемам с безопасностью. Из-за этого вполне обычна ситуация, когда аварийное реле нужно менять – это реле само себя тестирует, и чуть что не так – не хочет работать и блокирует работу всего оборудования.

Но, согласитесь, это лучше, чем наоборот – плевать на мелкие проблемы, и пропустить важную.

Кроме того, принципиально важно то, что все контакты, входящие в цепи безопасности – нормально закрытые. Они более чувствительны при активации, и тоже в некотором смысле тестируют сами себя – при малейшем ухудшении контакта кнопку приходится менять.

Спасение утопающих

Никто – ни инженер по технике безопасности, ни мастер цеха, ни директор – никто так не должен беспокоиться о безопасности конкретного работника, как он сам.

Иначе потом, находясь в травматологии, работник будет искать ответы, которые уже не будут иметь смысла.

Поэтому внимательно изучайте инструкции по безопасности, требуйте исправности и проверки защитных ограждений и кнопок аварийного останова, и всегда помните, что безопасность – персональное дело каждого человека!

Бумажную версию статьи, опубликованную в журнале "Электротехнический рынок", можно скачать здесь.

Публикация
Публикация

А как дела с безопасностью на вашем предприятии? Делитесь в комментариях, будет интересно почитать!

Если интересны темы канала, заходите также на мой сайт - https://samelectric.ru/ и в группу ВК - https://vk.com/samelectric

Не забываем подписываться и ставить лайки, впереди много интересного!

Обращение к хейтерам:
за оскорбление Автора и Читателей канала - отправляю в баню.