"Игрушка"- грустный итог неудавшейся революции

23 May 2019

С детства фильм "Игрушка" запомнился мне доброй и светлой комедией о дружбе взрослого и ребенка. Но пересмотрев, я поняла его злободневность, от чего фильм перестает быть комедией в привычном смысле слова.

«Игрушка» (фр. Le Jouet) 1976 г.
«Игрушка» (фр. Le Jouet) 1976 г.

Основа сюжета знакома многим. Безработного журналиста принимают на должность в крупную газету, но потом сын его начальника "покупает" главного героя прямо с репортажа из магазина игрушек.

Красной линией сюжета проходит полная вседозволенность богатых и угнетение простых людей. В этом мире нормально уволить человека за влажные ладони, ведь начальнику неприятно пожимать ему руку. Нормально выселить семью из дома, купив у них этот самый дом и предложив им убраться сию же минуту, не дав закончить обед. Нормально купить человека для развлечения ребенка. Это видит полиция, это видит профсоюз, об этом знают все жители Парижа. Все округляют глаза: "Дикость какая!", но никто ничего не говорит, потому что все боятся потерять работу, хуже только попасть в черный список. И понятно почему, в одной из сцен фильма показана тотальная закредитованность людей. С тебя трясет деньги банкир? Ничего страшного, пригласи его на обед, подмажься, расскажи, что устроился на работу, и деньги скоро будут. Я так часто делаю!

— Бленак, журналиста, как игрушку покупают... Что творится, Бленак?
— На это я вам отвечу одно: в прессе больше двух тысяч безработных.

Фильм поднимает множество вопросов, и проблема воспитания не самая главная из них. Ромбаль-Коше задумывается, кто монстр в этой системе: угнетатели или рабы, безропотно выполняющие их прихоти?

— Вы, стало быть, способны остаться совсем голым и в таком виде обойти редакцию?
— Но ведь вы мне велели, господин президент.
— Так кто же из нас хуже, господин Бленак, кто чудовище? Я, приказавший вам скинуть брюки, или вы, готовый оголить свой зад?
— Не знаю, господин президент.
— Вот в этом-то и сложность.

Может ли человек утроиться на достойную работу, где будут не только уважать его личность, но и ценить, как специалиста? Франсуа Перрен воплощает тысячи людей, которые этого заслуживают.

На один вопрос фильм отвечает точно. В этом мире правду может говорить тот, кому уже нечего терять. По-настоящему язык Франсуа развязывается в роли игрушки. Вместе с мальчиком он начинает издавать собственную независимую газету "Игрушка", где разоблачает совсем не шуточные действия олигарха Ромбаль-Коше.

Вы, оказывается, опытный журналист, месье Перрен.
— Особенно по части информации.
— Чего вы, собственно говоря, добиваетесь?
— Собственно говоря, ничего.
— А это как вы объясните в таком случае?
— А, очень просто. Раньше, когда я служил и получал жалованье, я все больше молчал, чтобы это жалованье не потерять. Теперь я его не получаю, поскольку я теперь всего лишь игрушка. Но теперь, зато, я могу говорить.

Только жалким шутам дозволено обличать королей. Но никто никогда не воспримет эту правду всерьез.

Особенно грустно фильм смотрится потому, что почти 10 лет назад улицы Парижа были заполнены сперва митингующими студентами с леворадикальными лозунгами. Затем к ним присоединились профсоюзы, и протест перетек в 10-миллионную бессрочную забастовку. Причиной протестов и беспорядков стало кризисное положение рабочих и студентов при небывалом экономическом росте Франции. Множились трущобы, рабочие получали зарплату в размере минимальной гарантированной оплаты труда. Росла безработица, под удар которой попала молодежь.

Полиция и протестующие на улице Сен-Жак в Латинском квартале Париже 6 мая 1968
Полиция и протестующие на улице Сен-Жак в Латинском квартале Париже 6 мая 1968

Сейчас майские события 1968 года называют «революцией, которой не было». С тех пор протесты и беспорядки на улицах Парижа стали неотъемлемой частью политической жизни во Франции. Были студенческие беспорядки в 2006 году, затем в 2016 году за отмену изменений в Трудовом Кодексе, продолжаются протесты "желтых жилетов" в сегодняшние дни. Но сюжет фильма "Игрушка" по прежнему не теряет своей актуальности. Так может погромы все-таки не метод решения проблемы?