Ода Темной Матери. Клип Rammstein и древние культы

Два месяца назад вышел нашумевший клип группы Rammstein "Deutschland". У многих зрителей он вызвал интерес разнообразием образов и породил споры об их трактовании. Мнения разделились. Одни называют посыл видео нацистским, другие — коммунистическим, кто-то находит в нем патриотизм, а кто-то поддержку денацификации народа. Попробуем разобраться, посмотрев на клип с религиозной стороны.

Руби Комми, олицетворяющая Германию
Руби Комми, олицетворяющая Германию

Образ Германии в клипе отходит от канонического. Роль исполнила чернокожая актриса Берлинского драматического театра Руби Комми. В некоторых сценах клипа Германия предстает в образе Пресвятой Богородицы, что наталкивает на мысль о Черных Мадоннах.

Ченстоховская икона Божией Матери
Ченстоховская икона Божией Матери

Черных мадонн можно встретить во многих католических храмах Европы. Самая известная находится в Шартрском соборе во Франции. Корнями этот образ уходит в дохристианские, языческие времена, вплоть до неолита. Поклонение черному священному камню внеземного происхождения встречается во многих религиях. Например, Кааба в Мекке, или фригийская богиня плодородия Кибела, являющаяся олицетворением "чёрного камня, упавшего с небес" — метеорита. Ученые считают, что в истоках черных мадонн стоят культы Великой матери - Кибелы, Иштар и Исиды. Во многом они легли в основу культа Девы Марии. Кибеле поклонялись параллельно с христианством до 12 века в основном в галльской Франции, но следы ее встречаются даже в Великобритании. Считается, что черная статуя мадонны с младенцем в Шартрском соборе — это и есть Кибела. С подробной историей богини и диких обрядах ее почитания можно ознакомиться здесь, это любопытно: https://world-jewellery.livejournal.com/36545.html

На то, что в основе облика Германии стоит богиня Кибела, указывает и голова, которую она носит с собой. В одной сцене она ее целует, в другой вгрызается в нее. В Мадриде есть статуя Кибелы, рядом с ней лежит голова Аттиса. Он был ее возлюбленным и сыном одновременно, но она покарала его за измену (ох уж эти древние мифы).

Характер черной мадонны несет противоположный смысл каноничной белой. Каноничная мадонна воплощает в себе заботу материнства. Она смиренная и одухотворенная тогда, как черная мадонна — воинственная, суровая, карающая и сильная. В одной из сцен она рождает псов породы леонбергер. Это мощные с уравновешенным темпераментом, похожие на львов, собаки, но мало сохранившиеся после войны. Что характерно, роды принимает кардинал католической церкви.

Клип отражает, насколько разной была Германия за всю историю своего существования: и дикой, и воинственной, и фашистской, и коммунистической. Ее раздирали на части, брали в плен и боролись за нее. Но она всегда остается сильной, карающей и чистой. Всегда «Германия над всеми» («Deutschland über allen»). Но несмотря на текст песни, где герой трепетно и с почтением о ней отзывается, в конце на эшафоте он со слезами говорит: «Германия, я не могу дать тебе свою любовь» (досл. перевод: «Deutschland, meine Liebe kann ich dir nicht geben»). Это грустная констатация факта — несмотря на всю любовь к своей Родине и признание ее величия, в таком облике герой не может ее принять.

В конце нам показывают будущее. Покойную Германию отправляют в космос в стеклянном гробу. В титрах звучит музыка из "Sonne". В клипе "Sonne" гномы помещают жестокую с ними Белоснежку в стеклянный гроб, оплакивая её потерю. Здесь так же оплакивается потеря Германии. Одновременно с этим с Земли все еще горит красный луч, символизирующий связующую нить истории, как надежда на ее возрождение.

Таким образом клип Rammstein - это горькое подведение итогов пути, к которым пришла Германия. Это предупреждение, что дальнейшими такими темпами немцы потеряют свою идентичность, а также надежда, что их страна действительно окажется "выше всех" и возродится заново.