33 442 subscribers

Жизнь за жизнь: подвиг Евгения Кравченко - полет на полярную станцию при -70С. Больше такого никто не совершал!

56k full reads

Полярная станция "Восток"  — российская антарктическая научная станция. Это единственная используемая Россией в настоящее время внутриконтинентальная антарктическая станция.

Станция Восток расположена в 1253 км от Южного полюса, в 1410 км от станции Мирный и в 1260 км от ближайшего побережья. Толщина ледникового покрова в данном районе составляет 3700 м. Ложе ледника под станцией находится на отметке примерно 200 м ниже уровня моря.
Добраться до станции зимой (с мая по сентябрь) практически невозможно, а значит, полярники не могут рассчитывать на помощь извне. Доставка грузов на станцию осуществляется самолётами и санно-гусеничным поездом в летний, относительно тёплый период, от станции Прогресс.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Восток_(антарктическая_станция).
Источник изображения: https://a.d-cd.net/8e47c19s-1920.jpg
Источник изображения: https://a.d-cd.net/8e47c19s-1920.jpg

Из-за своих погодных условий станция "Восток" была полигоном для советской космической медицины - разреженный воздух в условиях экстремально низких температур делал пребывание на станции сопоставимым с жизнью в высокогорье.

У некоторых людей в таких условиях может развиться так называемая "горная болезнь", которая неминуемо приводит к гибели больного, если его своевременно не вывезти со станции.

В марте 1982 года закончилась 26 арктическая экспедиция - на станции сменился состав полярников. 27 экспедиция сразу не задалась. Через неделю после заселения пришлось эвакуировать механика, у которого развилась тяжелая горная болезнь.

Станция "Восток" - советские времена. источник изображения: https://cs13.pikabu.ru/post_img/2019/10/05/4/og_og_1570251428218888937.jpg
Станция "Восток" - советские времена. источник изображения: https://cs13.pikabu.ru/post_img/2019/10/05/4/og_og_1570251428218888937.jpg

А еще через 2 недели, когда уже на станцию долететь было невозможно, горная болезнь развилась еще у одного члена экипажа.

Могла помочь только барокамера, но на станции нашлась лишь одна кислородная маска и скромный запас кислорода, который несколько "смягчал" мучения больного.

А зимовать еще предстояло 8 долгих месяцев. Больной был обречен на гибель.

Аэродром станции "Восток" Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/1987173/2a0000016f7baa9886753e135e1a627a73d8/XXL
Аэродром станции "Восток" Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/1987173/2a0000016f7baa9886753e135e1a627a73d8/XXL

Проблема заключалась в том, что температура на станции уже достигала -70С!!! При таких температурах техника уже не может работать, бензин уже не попадает в двигатель, так как бензин становится излишне вязким.

Никто, никогда не летал на станцию при таких минусовых температурах. Кравченко лишь сказал, что самолет поведет сам и начал набирать добровольцев для рискованного полета.

Командирский борт №41808, уже законсервированный на зиму, стали готовить к опасному полету.

Как сам называет этот полет Кравченко, этот полет был под названием: "Жизнь за жизнь".

Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM
Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM

Экипаж знал, что нарушает все правила полетов в Антарктиде, но по другому поступить они не могли. Кравченко попросил не давать в Москву никакой информации, потому что это было "подсудное дело" - 5 лет тюрьмы, но еще страшнее был риск не вернуться!

"Полоса и снег при таких температурах - как наждачная бумага... Лыжи нагреваются до такой степени, что если сразу остановиться, то могут просто примерзнуть. И потом их не оторвать ничем просто",- говорит Бортрадист Юрий Пустохин.
Юрий Пустохин - Бортрадист. Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM
Юрий Пустохин - Бортрадист. Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM

Командир понимал, что если температура на "Востоке" не повысится хотя бы до - 60С, сесть будет просто невозможно.

"Если сядем, то не взлетим. А если не взлетим, мы создадим такую проблему, которой "Восток" еще не знал, потому что они (полярники) - адаптированные, а мы (члены экипажа самолета) - неадаптированные...
Двигатели еле тянут, все захлебывается. Боялись что, иссечение топлива в двигатель прекратится", - рассказывает сам Кравченко.
Источник изображения: Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM
Источник изображения: Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM

Запросили температуру на станции, но на их счастье температура на станции резко повысилась на 10С и составила - 60С. Поэтому экипаж принял решение садиться.

Лишь 30 лет спустя врач Максимов признается, что никакого резкого потепления не было. Они с метеорологом завысили показатели температуры, чтобы спасти больного!

"Самолет пробежал по полосе, мы за ним, даже при - 60С плюс работающие винты (дополнительный ветер). Это был просто кошмар. Он же (самолет) практически не останавливался. Он все время полз по полосе, чтобы не примерзнуть. И только когда увидел, что мы догнать его не можем, задохнемся и упадем, он притормозил", - рассказывает Валерий Головин, тогда работающий радистом на станции "Восток"
Легендарный борт Ил-14 СССР-41808 Аэрофлота. Источник изображения: http://авиару.рф/wp-content/uploads/2015/11/7.Il-14-SSSR-41808-Aeroflota.-1970-g..jpeg
Легендарный борт Ил-14 СССР-41808 Аэрофлота. Источник изображения: http://авиару.рф/wp-content/uploads/2015/11/7.Il-14-SSSR-41808-Aeroflota.-1970-g..jpeg

После быстрой погрузки больного с носилками перед экипажем стояла задача взлететь.

Борт 41808 бежал по взлетной полосе, но самолет никак не отрывается от земли. Вот вот и взлетная полоса закончится и борт разобьется: в кабине повисла гробовая тишина.

"Как вот раз вздохнул на взлете, так больше и не дышал. Потому что вздохнешь - уронишь машину", - говорит Евгений Кравченко.

Наконец самолет оторвался от полосы, шли низко, набирать высоту было нельзя - горная болезнь этого не терпит: больной мог скончаться в любой момент при наборе лишнего метра высоты.

При - 70С на "Восток" не летал больше никто. Подвиг Кравченко и его экипажа навсегда стал легендой русской полярной авиации!

Станция восток, подлет самолета полярной авиации. Источник изображения: Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM
Станция восток, подлет самолета полярной авиации. Источник изображения: Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни. https://youtu.be/d4D1TiK7jBM

Кто знал про эту историю, пишите в комментариях. Я сегодня первый раз узнал про этот поистине подвиг с колоссальным риском для жизни ради жизни другого человека!

У меня мурашки по коже когда смотрел этот эпизод в этом документальном фильме.

Документальный фильм канала Россия 24 - "Станция "Восток". На пороге жизни! Ссылка на ютуб-канал: https://www.youtube.com/channel/UC_IEcnNeHc_bwd92Ber-lew