ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ

Вы поймете, что начали разбираться в искусстве, когда будете использовать точные слова: яркий, мрачный, холодный, тёплый, тусклый, насыщенный, блеклый. Сначала просто посмотрите на все изображения, которые вам доступны рассеянным взором. Вы даже можете сходить один раз в музей, посвятив прогулку только тому, чтобы разглядывать цветовые сочетания.

Не бойтесь. Если внутренний критик включит аlarm "ничего не приходит в голову! убьемся-ка лучше о стену и насладимся самобичеванием", ответьте заготовленным: "благородная игра цветов и линий, изысканная композиция, самобытное решение". Такое описание подойдёт любому музейному произведению. Главное делать лицо кирпичом. Всё, вы умный. Теперь погрузимся в реальность.

Вспомните область, в которой вы уже экспертны. Сложилось ли это моментально? Или возникло в результате опыта? В том числе методом простого перебора?

Сравним по цвету картины Буше и Пикассо голубого периода. Мы можем сказать, что они близки. Однако, привыкнув и присмотревшись, видим что Буше использует больше цветов. Значит его гамма богаче.

Буше. Юпитер и Каллисто.
Буше. Юпитер и Каллисто.

Пикассо. Селестина.
Пикассо. Селестина.

Кстати, она знакома вам по детским открыткам. Она настолько хорошо подходит для создания атмосферы безопасности, сказки, что ее в этих целях используют до сих пор.

Пикассо в плане цвета более сдержан. В работах кубического и классического периода - аскетичен. Один и тот же голубой (мы говорим примерно, не вдаваясь в технологические подробности) у Буше будет ярким, светоносным, а у Пикассо холодным.

Фюссли. Царица фей Маб.
Фюссли. Царица фей Маб.

Крамской. Христос в пустыне.
Крамской. Христос в пустыне.

Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром.
Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром.

Оцените какую роль играет колорит в реализации замысла. Фюссли, изображая легенду, создает атмосферу видения. Крамской, изображая полумифического Христа, наоборот, в том числе через цвет его запыленный одежды, создает ощущение, что мы видим привычную нам повседневность. У Бронзино оргия и оргия, но яркие праздничные цвета выключают критическое мышление, перенося нас в пространство мифа.

P.S. Онлайн - школа "Как понимать искусство" пройдет 6-31 августа в секретной группе в фейсбуке. Нас ждут 20 учебных и 8 выходных дней. Стоимость участия 3000 рублей, и это не аттракцион неслыханная щедрость, а потому что премьера. Желающим участвовать пора написать мне.