Найти в Дзене

Между строк...

Оглавление

Дневники Научной библиотеки СГУ 1941 и 1942 гг.

Дневники военных лет — это сокровище с горьким запахом дыма. Саратовский университет с трепетом хранит 5 томов переплетённых пожелтевших страниц, напечатанных на машинке. Эти записи в годы Великой Отечественной войны вела учёный секретарь библиотеки Анна Николаевна Грозевская, впоследствии – замдиректора по научной работе. К 75-летию Победы коллектив ЗНБ СГУ оцифровал уцелевшие записи и представил их в проекте «И была война... » (автор – И.В. Лебедева). Публикуем отрывки первых двух дневников по материалам этого проекта. По ним мы видим, как сотрудники учатся жить в новых условиях – рядом с порохом и пеплом.

Вместо предисловия

Специалист по межбиблиотечным связям ЗНБ СГУ И.В. Лебедева, возглавлявшая библиотеку с 1999 по 2019 годы, так вспоминает Анну Николаевну Грозевскую:

«В её жилой комнате, где я довольно часто бывала, из предметов обстановки помню только железную кровать с "солдатским" одеялом, старенький письменный стол и стул. Никаких вазочек, цветочков, ковриков. Книги и рукописи на столе были единственным, главным и естественным её украшением. А.Н. Грозевская была бесконечно предана своему делу, неприхотлива к условиям работы, честна и бескомпромиссна. Дневники лишены эмоциональной окраски: точность, сдержанность, достоверность — вот их стиль и суть, что делает их подлинным отображением жизни коллектива библиотеки в суровые годы войны.

Как писала сама Анна Николаевна в своих воспоминаниях: "В дневнике нет моих суждений о том, что и как делалось в библиотеке. Факты зафиксированы достаточно точно, часто лаконично. Последнее объясняется отсутствием у автора дневника свободного времени, чтобы литературно обработать дневные записи. Дневник — не мемуары, не воспоминания, написанные спустя несколько лет после окончания войны. И мне кажется, что я не ошибусь, если скажу, что дневник ценен как раз своей безыскусственностью, своей правдивостью и простотой, что он носит печать тех лет и воссоздает обстановку, в которой напряжённо и безотказно работал коллектив нашей библиотеки"».

1941 год

28 мая 1941 года: этой датой открывается дневник Научной библиотеки СГУ. На 31-й странице мирной жизни описывается привычный распорядок довоенного быта.

«Перелистываю страницы и слышу, как учащается биение сердца… Пытаюсь успокоить себя сегодняшним знанием — победим, выстоим, ценой неимоверной боли, невозместимых потерь, но ПОБЕДИМ… У наших коллег, которые тогда работали в библиотеке, такой возможности и этого знания не было...», – пишет автор проекта И.В. Лебедева.

Из военного дневника НБ СГУ от 22 июня 1941 года: «В час дня в библиотеке получено известие о начале войны с Германией». 22 июня жизнь изменилась: часть сотрудников ушла на войну, помещения освобождались для госпиталей, литература в большинстве военная.

Запись из военного дневника НБ СГУ от 22 июня 1941 года
Запись из военного дневника НБ СГУ от 22 июня 1941 года

С проблемой освобождения помещений для госпиталей, эвакуируемых учреждений, заводов, людей столкнулся весь город. Уже на следующий день после начала войны в дневнике записано: «Помещение Истфака освобождается для Пединститута, библиотеке поручено освободить комнату отдела обработки для Истфака СГУ…».

Сама НБ стала местом эвакуации для особых «жильцов» - книг. «1 июля библиотека получила посылки с книгами, заказанными по МБА учёными Саратовского университета для своей работы, (возможно, ещё до начала войны), из городов, которые к моменту получения литературы уже находились на военном положении: Харькова, Днепропетровска». У этих книг оказалась счастливая судьба. Все годы войны они бережно хранились в библиотеке Саратовского университета и после её окончания были возвращены в свои библиотеки, пережив оккупацию в "эвакуации в Саратове"», – отмечает И.В. Лебедева.

Меняются и привычные дела. С первых дней войны библиотека начала регулярно печатать информацию в областной газете «Коммунист» о новинках литературы на военно-оборонные темы. НБ перешла на режим военного времени. Уже с 30 июня здесь был организован санитарный кружок.

Библиотечная работа в госпиталях становится постоянным видом работы: НБ поставляла литературу, проводила выставки и лекции. В отчётах появится постоянный раздел: «Библиотечное обслуживание госпиталей».

Запись от 4 августа 1941 года: «Военному госпиталю в 12 средней школе подобрана литература (художественная, по физкультуре, военная), даны витрины для вывешивания газет».

Запись от 20 августа 1941 года: «В военном госпитале Т. С. Пензина организовала читку художественных произведений. Читала Л. И. Симонова».

Из Отчёта о работе Научной библиотеки СГУ за 1941 год: «Библиотека СГУ обслуживала литературой 13 госпиталей, выдав им за время с конца июня по декабрь 2.678 томов. Массовая работа велась в 6-ти госпиталях. Здесь силами актива читателей и работников библиотеки было организовано 9 лекций и докладов на литературные и исторические темы для 400 человек, 2 художественные читки с участием артистки-чтицы Л.И. Симоновой, 21 передвижная выставка на литературные и исторические темы, к датам красного календаря (видимо к красным датам календаря, прим. И. Л.), на военно-оборонные и научные темы. Проведены 2 технические консультации с привлечением научных работников СГУ, 2 устных библиографических обзора новой медицинской литературы на конференциях врачей дивизионного госпиталя и 20 консультаций (для) библиотекарей военных госпиталей по различным вопросам выставочной, массовой и внутренней работы библиотек. Всего, таким образом, организовано за полугодие около 60 различных мероприятий в госпиталях. Помимо этого, справочно-библиографический отдел Научной библиотеки СГУ подобрал литературу для 97-ми художественных читок артистам театра К. Маркса, выступавшим в военных госпиталях и на призывных пунктах».

В библиотеке и в годы войны продолжалась работа научного семинара, который существует и сегодня.

Заседание научного семинара НБ СГУ
Заседание научного семинара НБ СГУ

Дневники фиксировали изменения внутри библиотеки: сменялось начальство, проводились субботники, в отчётах значилась отработка. Например, 12 июля 1941 года 38 сотрудников НБ принимали участие в субботнике на заводе «Шарикоподшипник». «Всего от университета на субботнике было 300 человек. Работали на уборке строящегося помещения цехов, от строительного корпуса носили кирпичи, камни, брёвна».

Обстановка одновременно с этим становилась тревожнее. «С 9 ч. утра IIIий корпус СГУ, в котором находится библиотека, объявлен на военном положении. Было две воздушных тревоги; работники библиотеки, члены группы самозащиты, выполняли свои обязанности по боевому расписанию». Таких записей немало.

С момента начала войны штат библиотеки по разным причинам уменьшился с 87-ми до 56 единиц. Воевать с фашистами ушли художник библиотеки А.И. Щелгачев, столяры Н.П. Тюхтяев, И.П. Михеев, А.И. Баскаков, завхоз И.В. Панченко.

В августе 1941 года был объявлен сбор средств для нужд фронта. Библиотека всеми силами помогала, в том числе занималась пошивом тёплых вещей и белья для бойцов Красной Армии.

Подготовка сотрудницами НБ СГУ партии нательного белья к сдаче
Подготовка сотрудницами НБ СГУ партии нательного белья к сдаче

«Война была делом общим. Каждый отдавал ей всё, что мог, что был в силах, всё, что имел», – подчёркивает И.В. Лебедева.

1942 год

-6

Записи в дневнике за 1942 год становятся ещё более короткими, текст читается с трудом из-за некачественной ленты. На первых страницах видны отчёты о работе в госпиталях.

Из воспоминаний А.Н. Грозевской: «Наши библиотекари не только организовывали и проводили для раненых мероприятия, но оказывали другую помощь — дежурили, кормили тяжело больных, помогали писать письма раненым, беседовали с ними и т.д.»

За стенами библиотеки в это время бушевала суровая зима 1942 года. Температура доходила до -40, непросто было людям, не выдерживали и коммуникации.

Дневниковые записи от 6 и 12 февраля 1942 года: «В отделе периодики в подвальном книгохранилище лопнули отопительные трубы. Подмочены журналы… В помещении библиотеки очень холодно. Работники заканчивают работу на 2 ч. раньше».

Весной 1942 года сотрудники библиотеки активно помогают принимать эвакуированных в Саратов ленинградцев.

В те трудные дни проблема продовольствия стояла очень остро. В дневниках будет немало записей о попытках обеспечить коллектив продуктами.

25 марта 1942 года: «Коллективу библиотеки … начата выдача коммерческого хлеба в буфете. Каждому работнику предполагается давать по 300 граммов хлеба дополнительно к 400 граммам, даваемым по карточке».

Саратовские хлебные карточки усиленного питания
Саратовские хлебные карточки усиленного питания

Участились и воздушные тревоги. Сегодня жизнь работников библиотеки тех лет кажется невыносимой: как они держались? «Надо было думать о заготовке топлива, продуктов, о предстоящей зиме, о выживании в этих тяжелейших условиях. 2 июля 1942 года: «С 8 ч. утра 17 работников библиотеки выгружали сланцы на берегу Волги. В 2 ч. дня они вернулись на работу в библиотеку». После 6 часов тяжелейшей работы...?!!», – пишет И.В. Лебедева.

В.А. Артисевич в своём выступлении, посвящённом 40-летию Победы в Великой Отечественной войне говорила: «Несмотря на все трудности военного времени, холод, волнения за близких на фронте, недоедание, трудовое напряжение, советские люди верили в победу и делали всё для её приближения. Одновременно была огромная тяга к культуре и искусству. Театры, консерватория, лекторий были переполнены слушателями. В этом была и отдушина от каждодневных забот и высокий нравственный настрой. Наряду со спектаклями МХАТа, всегда волнующими, вскоре после написания Шостаковичем 7- ой симфонии — слушали её у нас в консерватории, слушали исполнение Нильсеном произведений Баха на органе консерватории и концерт Н. Д. Шпиллер из ГАБТа».

Отдушину от каждодневных забот работники библиотеки находили в культуре и искусстве. Помогали театральным труппам, предоставляя репертуар для концертов.

Уезжая из Саратова в июне 1942 года, исполняющий обязанности директора МХАТа Иван Михайлович Москвин написал письмо в дирекцию НБ СГУ: «…Московский Художественный театр считает своим долгом сердечно поблагодарить Вас за исключительно внимательное отношение… Вы помогли нам в выполнении важнейшей обязанности … в обслуживании частей нашей доблестной Красной Армии. Особенно приятно отметить … большой труд т. т. Пензиной, Дворецковой, Бибило, Медведевой».

Библиотека с особой болью переживала бессмысленное разрушение культурных ценностей со стороны Германии. В ноябре 1942 года В.А. Артисевич и А.Н. Грозевская написали письмо в редакцию газеты «Коммунист»:

«…Мы ежедневно видим, что в дни Великой Отечественной войны … книга — это также оружие борьбы с ненавистным фашизмом, обладающее не меньшей силой, чем танк и миномёт. Недаром гитлеровцы, захватывая территорию, прежде всего уничтожают книги и библиотеки. Эти факты вандализма ещё более обостряют в нас чувство ненависти к врагу и вызывают новые силы для самого активного использования книжных богатств нашей родины».

Победе отдавалось всё: силы, знания, материальные средства, даже кровь.

23 декабря 1942 года: «Число доноров по библиотеке с каждым днём увеличивается. Сегодня сдали кровь Слепцова Нина, Тося Остальцева и Барышникова».

Помощь требовалась и в тылу. Библиотека начала получать разнорядки на работу на заводах и промышленных предприятиях. Библиотекари собирали помидоры, картофель, тыкву, редьку, морковь, свёклу.

Продолжалась активная просветительская работа. В Отчёте о работе НБ СГУ за 1942 год: библиотека «провела для раненых 69 лекций и докладов для 4.430 человек, 22 художественных чтения с участием артисткичтицы для 1.508 чел., 164 художественных читки силами библиотекарей для 3.310 человек, 22 устных библиографических обзора для 757 человек, в том числе 16 обзоров на литературные темы для раненых (266 человек) и 6 обзоров медицинской литературы на конференциях госпитальных врачей (для 491 чел.), 1 читательскую конференцию — для 75 чел., 4 консультации для раненых по вопросам науки и техники, 20 консультаций для библиотечных работников госпиталей, 24 выставки, 16 часов лекций по библиотечному делу для раненых. Всего в госпиталях организовано 306 массовых мероприятий для 10.147 человек. С начала войны библиотека предоставила свои фонды библиотекам госпиталей через междубиблиотечный абонемент. Даны были передвижки художественной, общественнополитической, массовой литературы, брошюры, выпускаемые в период Отечественной войны, массовые журналы. За отчётный год библиотека обслужила своими книгами 13 госпиталей, выдав 1.223 книги».

Так в делах и повседневных заботах закончился ещё один год Великой Отечественной войны.

______________________________________________________________________________________

О дневниковых записях 1943-1945 годов и работе легендарной В.А. Артисевич читайте в следующих публикациях. Продолжение следует...

Подготовили Дарья Гусева, Надежда Калинина