Проектное мышление со школы

На этой неделе в СГУ завершаются два важнейших абитуриентских проекта: сегодня в университете будут встречать учащихся годового Виртуального педагогического класса, а в пятницу в вузе прошла защита научных проектов учеников «Лицея-интерната 64». Что это за проекты и как школьники учатся у преподавателей СГУ?

Фото Виктории Викторовой
Фото Виктории Викторовой

♦ Как СГУ сотрудничает с лицеем?

Саратовский университет начал сотрудничать с Лицеем ещё до его открытия. Участвуя в разработке образовательных программ и концепции учебного заведения нового типа. По инициативе спикера Государственной Думы В.В. Володина пять вузов Саратова курируют образовательные направления, реализуемые в Лицее. Наш университет разработал и ведёт в классах программирования занятия по различным аспектам, связанным с информационными технологиями, программированием, информатикой, подготовкой школьников к олимпиадному программированию. Кроме того, преподаватели СГУ ведут для учащихся всех классов Лицея спецкурсы по русскому языку, литературе, английскому языку, биологии, химии, физике. Центр поддержки одарённых детей СГУ разработал тесты для определения психологического климата в лицейских классах, а также тесты и задания для вступительных испытаний в Лицей.

♦ Как изменилась научная работа в этом году?

В этом году работа с Лицеем вышла на новый уровень. Впервые она была связана с разработкой научных проектов в области программирования. На защите проектов десятиклассников-будущих программистов присутствовали проректоры университета, декан факультета компьютерных наук и информационных технологий, руководители Лицея, преподаватели университета, школьные учителя.

Фото Виктории Викторовой
Фото Виктории Викторовой

♦ Как проходила защита?

Встречу вела руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина. Открывая мероприятие, Елена Генриховна представила сотрудников вуза и подчеркнула, что все собравшиеся стали участниками исторического события, когда учащиеся лицея-интерната в стенах университета представят свои первые шаги в науке.

Проректор по учебной работе И.Г. Малинский обратился к школьникам со словами: «Ваше участие в проекте важно не только с научной точки зрения, но и для выбора будущей профессиональной деятельности. Ваши первые научные изыскания неожиданно могут стать вашей судьбой. Мы надеемся, что многие из вас станут студентами Саратовского университета».

«На сегодняшней защите наше взаимодействие не заканчивается. Ваша проектная деятельность может быть продолжена на площадке “Точки кипения”, а разработки потенциально могут быть поддержаны грантами, экспертным сообществом и получить свой практический выход», – уверен доцент кафедры медфизики, руководитель центра «Точка кипения» А.П. Рытик.

Фото Виктории Викторовой
Фото Виктории Викторовой

♦ Какие проекты были представлены?

Первый проект, научным руководителем которого стала доцент кафедры информатики и программирования Л.В. Кабанова, «Обучающая игра – квест на платформе Unity», построен на задачах по информатике и заданиях ЕГЭ. По сценарию герой произведения Сент-Экзюпери перемещается по планетам и знакомится с их обитателями. На каждой его ждёт определённое задание, выполнение которого приближает к пропавшей розе.

Следующая разработка направлена на машинное обучение в персонализированной и телемедицине: диагностирование недостаточного/ избыточного веса. Программа на платформе Python по выбранным параметрам (рост, вес, пол) позволяет определить индекс массы тела человека. Участники группы показали пример работы нейронной сети с различными данными. Научный руководитель проекта – доцент кафедры радиофизики и нелинейной динамики К.С. Сергеев.

Одной из разработок стал макет виртуального предуниверсария, созданного в игре “Minecraft».  Ребята показали один идеальный учебный день, где их ожидали уроки паркура, кулинарии, вождения и всего того, что может быть интересно сегодняшним школьникам. Подготовка проекта проходила под научным руководством доцента кафедры медицинской физики А.П. Рытик.

Финальным проектом стала работа по визуализации нейрофизиологических данных, записанных в специализированных форматах, на примере сигналов активности мозга эпилептических крыс. Исследование имеет особое значение для медицины и разработки методов лечения этого заболевания. Научный руководитель проекта – профессор кафедры системного анализа и автоматического управления И.В. Сысоев.

Фото Виктории Викторовой
Фото Виктории Викторовой

♦ Как оценили выступления?

Руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина обратилась к руководителям проектов и участникам с благодарностью за воплощение оригинальных идей, за интерес к азам научного знания, за умение взаимодействовать в команде. Елена Генриховна подчеркнула важность информационных технологий для всех отраслей знания и дала понять, что интерес к программированию, проявленный ребятами, поможет им определиться с будущей профессией. «Сегодня вы продемонстрировали работу с компьютерной графикой, элементами операционной системы, программированием, искусственным интеллектом, применением задач в игровом процессе. Проекты оказались не только интересными, но и разноплановыми», – прокомментировал выступление школьников декан факультета КНиИТ С.В. Миронов.

Работы участников и умение поставить задачу перед десятиклассниками со стороны руководителей проектов отметил проректор по научной работе и цифровому развитию А.А. Короновский.

«Защита показала, что наши участники могут построить мост, создать школу мечты, отправиться в путешествие на другие планеты. Это уникальный опыт, который закладывает платформу будущей профессии», – поделился директор Лицея Р.Р. Овсенев. Он выразил благодарность университету за совместную плодотворную работу. О важной роли университета в подготовке школьников говорила завуч Лицея И.В. Сулейманова.

Все школьники, защитившие научные проекты, получили памятные подарки от Саратовского университета. Сотрудничество вуза и Лицея-интерната №64 в научной области будет продолжаться.

Фото Виктории Викторовой
Фото Виктории Викторовой

Подготовила Инна Герасимова