Уроки с ребёнком - без истерик

Фото: интернет
Фото: интернет

- Дитя человеческое, ну сколько можно копаться?! – я стараюсь говорить весело и дружелюбно, но выходит с трудом.

Священный ритуал решения задачек и заполнения прописей затягивается. У мамы кончается терпение, а ребёнок не спеша выводит в тетради, проговаривая вслух: «за-да-ча 23», откладывает ручку, смотрит в окно, болтает ногами, тянет детский журнал с полки…

- Мам, смотри, здесь была похожая задача! Только не про зайчиков, а про яблоки, и не на сложение, а на вычитание, вот… а, нет, не про яблоки, про апельсины! Мам, а можно я съем апельсин, а потом допишу?

Весь мой внутренний мир протестует. Две задачи и текст на три строчки, дел – ровно на 15 минут. Потом можешь съесть все апельсины и яблоки в доме, да хоть весь холодильник, и прочитать все имеющиеся журналы вкупе с домашней библиотекой!

- Хорошо, сейчас напишу. А помнишь, мы сегодня видели…

Пошёл уже второй час. Я негодую. Тороплю. Забегаю на минутку в ванную, смотрю в зеркало и вижу, как из ушей идёт пар. Корчу себе зверские рожи и напоминаю по примеру Карлсона:

- Спокойствие, только спокойствие! Ты же знаешь, он всё выучит. Да, через 2 часа, а не через 15 минут, но выучит. У ребёнка свой темп, он же не ты, торопыга!

И – нет, в школе он не копается. А вот дома…

Когда я рассказала подруге Дашке эту бытовую драму в лицах, она долго ржала. Дарья – психолог, уж кому, как не ей, разбираться в подобных вещах. Но её ответ меня разочаровал.

- Ты думаешь, мои учат уроки как-то иначе? – веселилась подруга, - Стоит открыть дневник и начинается: то водички, то в туалет, то кота погладить. И ничего ты с этим не сделаешь. Донесла до ребёнка, что уроки – это его ответственность? Всё, успокойся. Пусть учит хоть целый вечер. То, что не останется времени на игры – его проблема.

- Ну, какой вечер? Всего два часа. Но там совсем немного, можно выучить за несколько минут! – вздыхала я, - А он копается. А я бешусь. Скажи, ну как перестать психовать?!

- Легко, - ухмыльнулась Дарья.

И поделилась со мной совершенно диким лайфхаком, который действует в любой ситуации с ребёнком. Обычно, когда ребёнок копается/ленится/часто ошибается, советуют вспомнить, что вы его любите. Да, просто любите, не за успеваемость и отличную учёбу, а по факту. Но этот фокус действует не всегда. Потому что мозг родителя часто протестует: «я ж тебя, блин, люблю, и не хочу, чтоб ты дураком вырос, а потому – старайся!».

Так вот, Дашкин лайфхак оказался от противного. Вот ваш ребёнок вредничает, ленится, пятый раз подряд пишет «корова» через «а», вы начинаете закипать… И в этот момент нужно представить, что это… не ваш ребёнок. Да, так просто.

Ваша стратегическая задача – выучить математику вот с этим мальчиком/девочкой. Ребёнок сделал ошибку? Плевать, это не ваш ребёнок – вы спокойно указываете на недочёт. Отвлекается? Доброжелательно переключаете внимание обратно на уроки. И – да, это работает, я проверяла. Нигде не кипит и не клокочет. Фокус с «чужим» ребёнком учит пропускать досадные мелочи мимо эмоциональной сферы. «Чужое» нас не цепляет, в отличие от своего.

Почему – не ясно, но так уж оно устроено. Мы спокойно моем посуду после гостей, но злимся на мужа, если он бросил грязную тарелку. Посмеёмся, глядя на усевшегося в грязную лужу чужого малыша, но наорём на своего. И с уроками – то же самое, а потому – можно пользоваться. Вот такая весёлая психология)