ДВБ-102: дальний, высотный, рожден в ЦКБ-29

31 July
ДВБ-102
ДВБ-102

Самолет разрабатывался в очень сжатые сроки. Рвение конструкторов и слаженность их работы поражают. Еще не война. Люди работают в небольшом коллективе, наскоро собранном и выполняют свою очень качественно и вроде как с высоким энтузиазмом. Все очень просто. Это так называемая "шарашка", то есть тюрьма НКВД, где "враги народа" активно исправляются. Причем по своему профилю. Масса авиаконструкторов по этим самым "КБ" примерно в одно и тоже время разрабатывали проекты "сотой" серии. Одним из них стал высотный дальний бомбардировщик ДВБ-102. Работы шли под руководством В.М.Мясищева, которого часто называют учеником то Туполева, то Петлякова. Однако его проекты отличались всегда самобытностью и новаторством. Особых прямых заимствований не видно (у учителей по крайней мере). Идея создания высотного бомбардировщика диктовалась временем - такая машина была неуязвима для вражеского ПВО и могла совершать дальние рейды по тылам противника.

Все фото статьи взяты из открытых источников
Все фото статьи взяты из открытых источников

Интересно, что проект еще двухмоторный, в отличие от более поздних разработок середины сороковых годов. Впрочем, все остальные опции дальнего высотного в ем присутствуют - и две герметические кабины для пилотов и стрелков, бомбовая нагрузка и скоростные характеристики. Также самолет обладал уже носовым колесом и дистанционно управляемым оборонительным вооружением...Из-за начала войны проект застопорился - основные испытания и доработки образцов делались уже в 1942-1944 годах. Оба экземпляра машины постоянно дорабатывались - но в конце концов все работы были приостановлены и проект заморожен,а по сути закрыт. И Мясищев и Туполев уже занимались реально дальними бомбардировщиками - четырехмоторными с учетом всех реалий послевоенного времени.

А "102" хотели все же переделать в рекордный самолет для полетов через Южный полюс (!!!) для демонстрации всему миру возможностей советской авиации. Но все застопорилось и тут - видимо после войны было еще не до рекордов.

Технические характеристики:

Тип двигателя  2 ПД М-71ФТК
Мощность, л.с.  2 х 2200
Максимальная скорость , км/ч   у земли  456
  на высоте  570
Крейсерская скорость , км/ч  468
Практическая дальность, км  3740
Максимальная скороподъемность, м/мин  420
Практический потолок, м  10750
Экипаж, чел  4
Вооружение:  три 20-мм пушки ШВАК, один 7.62-мм пулемет ШВАК и
 два 12.7-мм пулемета БК или три пулемета БК
бомбовая нагрузка - 1000-4000 кг

О более удачном проекте, уже конструктора Сухого - смотрите здесь.

А о спутниковой связи читайте тут.

Всем удачи и мирного неба!