McDonnell Douglas MD 900 - летучий зверь без хвоста, зато с носилками и пулеметом

Вертолеты с системой NOTAR встречаются в природе гораздо реже, чем машины классической конструкции. Не то, чтобы они были занесены в красную вертолетную книгу, но их гораздо меньше. Одним из ярких представителей геликоптеров данного класса является американский McDonnell Douglas MD 900 Explorer, сработанный компанией McDonnell Douglas Helicopter Systems.

Фото: Один из первых MD 900 / Источник: Интернет
Фото: Один из первых MD 900 / Источник: Интернет

Что же такое NOTAR? Это аббревиатура No Tail Rotor, что можно расшифровать, как “Без хвостового винта”. Несмотря на то, что первые сведения об использовании подобной технологии относятся еще к 1945 году, официально считается, что разработка NOTAR началась в 1975 году в недрах Hughes Helicopters. А в 1981 году впервые полетел Hughes OH-6A, оснащенный этой системой. Насколько интенсивно развивался бы проект неизвестно, но в 1986 году McDonnell Douglas с аппетитом пожрал Hughes Helicopters вместе со всеми потрохами, патентами и наработками. Через четыре года после этого новый хозяин в мучениях родил NOTAR 520N. Тот полетал немного и погиб, столкнувшись в воздухе с Apache AH-64D.

Фото: MD 900 может сесть на малюсенькой площадке / Источник: Интернет
Фото: MD 900 может сесть на малюсенькой площадке / Источник: Интернет

В 1989 году, McDonnell запустил проект по разработке и постройке вертолетов серии Explorer с применением NOTAR. Объединившись с австралийской Hawker de Havilland, специалистом по созданию корпусов, McDonnell приступил к изготовлению множества прототипов, которых в итоге набралось аж 10 штук. На них поставили вполне цивильные моторы PW200 Pratt & Whitney Canada и стали гонять построенное в хвост и в гриву. Сначала довольно долго только на земле. А затем и в воздухе. Вся эта тягомотина закончилась к 1994 году, когда машина получила кучку сертификатов и была допущена к продажам и полетам.

Как часто бывает, уже после старта коммерческой эксплуатации машину продолжили доводить до совершенства. Глубокая интеграция NOTAR с системой управления стабилизацией полета стало первым шагом. Потом занялись турбонаддувом, увеличили грузоподъемность и так далее, по длинному списку. Движки поменяли на PW207E и вылизали режим полета и посадки при отказе одного мотора из двух.

Фото: Во Вьетнаме тоже гоняют на McDonnell Douglas / Источник: Интернет
Фото: Во Вьетнаме тоже гоняют на McDonnell Douglas / Источник: Интернет

Особое внимание уделили шумоизоляции и навигации. После этого вертолет из MD 900 волшебным образом трансформировался в MD 902. При изготовлении фюзеляжа широко применили новейшие композитные материалы. Обе кабины сделаны из углепластика, в обтекателе силовой установки активно использован прочнейший кевлар. Из композитов сделан и несущий винт. Все пять лопастей без исключения.

Фото: Лесной спасатель / Источник: Интернет
Фото: Лесной спасатель / Источник: Интернет

Двери в кабину пилотов могут легко отстегиваться в случае возникновения непредвиденной ситуации. И на земле, и в воздухе. Интересно то, что в отличие от современных тенденций, управление MD 900 механическое. Зато с автопилотом прямо с завода. А еще конструктив предусматривает установку на борту настоящей метеорологической станции слежения. Практически сразу после начала продаж MD 900 поступил на службу в береговую охрану США и занялся борьбой с наркотрафиком. Только за год с его помощью изловили не меньше четырех катеров нарушителей. Сколько мегатонн ядовитого зелья удалось конфисковать, и кто его потом употребил в прессе не сообщалось.

Фото: Борец со злодеями MD 902 / Источник: Интернет
Фото: Борец со злодеями MD 902 / Источник: Интернет

MD 900 может преследовать негодяев на скорости 295 километров в час. Понятно, что даже самый быстроходный катер не имеет шансов уйти от погони. Запаса горючки достаточно почти на 600 километров, это при учете полной загрузки машины. Только в кабину можно нагрузить 730 кило всякой всячины. Или подвесить снаружи что-нибудь на полторы тонны. MD 900 может скрытно летать на высоте до 6 километров. 8 человек на борту в любой конфигурации, например, 1 пилот и 7 пассажиров - это его стандартная загрузка. До текущего момента завод выпустил чуть более сотни машин. Немного, в сравнении с другими, но хоть так.

Вертолет без спутникового телефона - деньги на ветер. Потому за телефонами, скорее, сюда.