Pescara 2F - аргентинское чудо 20 века. Он летал, когда другие об этом и мечтать не могли

4,4k full reads
5,6k story viewUnique page visitors
4,4k read the story to the endThat's 80% of the total page views
2 minutes — average reading time

Сейчас, когда речь заходит о вертолетостроении, в первую очередь вспоминаются американцы Sikorsky, Bell и Boeing, европейцы Leonardo и Airbus, российские Камов и Миль. Достаточно ограниченный и сложившийся круг производителей. Кажется, что так было всегда. Однако это не есть истина. И сейчас мы поговорим о талантливом аргентинском инженере прошлого века Рауле Патерасе Пескара де Кастельуччио (Raúl Pateras Pescara de Castelluccio), который был более известен как маркиз Патерас Пескара или просто по фамилии Пескара.

Фото: Аргентинец в Париже / Источник: Интернет
Фото: Аргентинец в Париже / Источник: Интернет
Фото: Аргентинец в Париже / Источник: Интернет

Он занимался разработкой автомобилей и вертолетов, а также двигателей внутреннего сгорания. Считается, что именно он первым начал работу над режимом авторотации для безопасного приземления вертолетов. Пескара также является обладателем нескольких рекордов скорости, установленных его геликоптерами.

Будущий изобретатель появился на свет в в Буэнос-Айресе. Пожить в Аргентине ему удалось 10 лет, после чего семья переехала в Европу. Тем не менее сам себя он считал аргентинцем. В 1911 году Пескара поучаствовал в тестировании модели гидросамолета моноплана, сделанную на паях с Густавом Эйфелем (Gustave Eiffel) и итальянцем Алессандро Гуидони (Alessandro Guidoni). Тестирование проходило в его собственной мастерской, а самолетик назвали скромно и по-простому Pateras Pescara.

Начиная с 1919 года Пескара вплотную занялся вертолетами и построил несколько моделей. Все они были соосной конструкции и принесли в копилку инженера множество патентов в разных странах мира. В 1921 году он отправился в Париж за длинным государственным франком. Поехал не один, а с вертолетом Peskara No. 3, машиной с двумя соосными винтами, вращающимися в противоположенных направлениях. На каждый из винтов он водрузил по четыре лопасти.

Фото: Pescara No. 3 / Источник: Alchetron
Фото: Pescara No. 3 / Источник: Alchetron
Фото: Pescara No. 3 / Источник: Alchetron

Его настоящим триумфом стал вертолет Pescara 2F, разработка которого в той или иной мере велась с 1916 года. Сначала на деньги Альберто Сантос-Дюмона, затем на казенные. Пескара строил, испытывал, разбивал и снова строил. Тогда не было мощных компьютеров с соответствующим программным обеспечением, поэтому работа велась только путем проб и ошибок. Возвращаясь к модели No. 3 можно смело говорить о том, что именно такая конструкция используется в современных вертолетах - центральная ось с двумя валами, вращающимися в противофазе. Более того, Пескара использовал авторотацию в случае выхода двигателя из строя.

Фото: Pescara F2 / Источник: Интернет
Фото: Pescara F2 / Источник: Интернет
Фото: Pescara F2 / Источник: Интернет

В 1923 году Pescara 2F поднялся в воздух с целью установить рекорд скорости на дистанции 1 километр. Почти удалось, но аппарат разбился раньше, чем показалась финишная ленточка. Успех пришел в апреле 1924 года, когда 2F развил скорость почти 13 километров в час и пролетел 736 метров за 8 минут. Но до этого был январский рекорд, когда вертолет Пескара удержался на лету в течение 8 минут и 13 секунд, преодолев 1 километр и 160 метров. Тогда же, в январе, он пытался установить рекорд при полете по замкнутому кругу, но был дисквалифицирован из-за того, что в один из моментов шасси коснулись земли. Следует сказать, что тогда экспериментальные вертолеты летали на высоте 1-2 метра и в случившемся нет ничего удивительного.

Фото: Peskara 4s (1931) / Источник: Интернет
Фото: Peskara 4s (1931) / Источник: Интернет
Фото: Peskara 4s (1931) / Источник: Интернет

В 1929 году Пескара решил все свое внимание переключить на производство автомобилей и, умудрившись получить многомиллионные инвестиции, построил заводик в Испании. Стоит ли говорить, что его первый же автомобиль Nacional Pescara в 1931 году завоевал Европейский Гран-При.

Фото: Nacional Pescara / Источник: Wikipedia
Фото: Nacional Pescara / Источник: Wikipedia
Фото: Nacional Pescara / Источник: Wikipedia

Маркиз Патерас Пескара скончался в 1966 году, пережив гражданскую войну в Испании, вторую мировую войну и множество кризисов. Он оставив за собой ярчайший след и получил мировое признание, как талантливый разработчик и твердый управленец.

Поднимаясь в воздух не забывайте про спутниковые телефоны. Они все здесь.