Когда в СССР массо летали (и не только на парадах) тяжелые четырехмоторники ТБ-3, у мощной и активно развивающей свои ВВС Британии аналогов не было вовсе. Только в 1936-м спохватились - объявили тендер и одной из двух фирм оказалась в выигрыше "Шорт". Фирма специализировалась на тяжелых и дальних морских летающих лодках. Долго не думали - одну из них и взяли за основу первого из британских бомбовозов реально дальней авиации. Именно короткое крыло и много что из конструктива взято от лодки (летающей) Sunderland. Видимо это сократило время разработки и сэкономило немного денег - но на теххарактеристиках нового самолета конечно сказалось. Еще из негатива можно отметить сложные шасси, высокие и с управлением от электромоторов. Был вариант и вручную убрать-выдвинуть шасси (догадались сделать и это - но не сразу), но он требовал 740 раз прокрутить аппарат вручную - не очень веселое и быстрое занятие. Небоевые потери из-за такого шасси были весьма велики.
Кроме того, машина имела весьма низкий потолок (менее 5000 м), что приводило к неоправданным потерям в боевых вылетах.
Плюсы у машины были - первое - хорошая управляемость и второе - ее запуск поддерживал сам Черчилль. На тот момент других вариантов быстро внедрить тысячи машин еще не было - а противостоять Германии и бомбить Берлин было крайне необходимо. Всего выпустили за все время две тысячи с половиной примерно самолетов.
Действительно, самолет использовался для бомбежек стратегических целей и Берлина и Северной Италии и портов Франции, где находились немецкие линкоры. И реально наносил урон противнику. Низкий потолок приводил еще к таким трудностям, как перелет через Альпы - самолет пролетал не над Альпами - а сквозь них...
Потеряв около 80% парка, с 43-го года самолет переводят из боевых частей. Буксировщик мишеней и резервный аэродром - вот основное применение в конце войны. Хотя были и интересные моменты - например Stirling использовали для имитации налетов на Берлин - для отвлечения от "настоящих" армад британцев и американцев.
Или для перевозки на родину освобожденных из плена британцев...
Многие говорят что самолет был неудачным и все такое - но, пожалуй,основную задачу он выполнил в самые тяжелые годы войны...
Технические характеристики:
Тип двигателя 4 ПД Bristol Hercules XVI
Мощность, л.с. 4 х 1650
Максимальная скорость , км/ч 435
Крейсерская скорость , км/ч 323
Практическая дальность, км 4830
Дальность с макс.загрузкой, км 950
Максимальная скороподъемность, м/мин 250
Практический потолок, м 5332
Экипаж 7
Вооружение: восемь 7,7-мм пулеметов в носовой, надфюзеляжной и хвостовой турелях; Бомбовая нагрузка до 6350 кг
О другом не слишком удачном бомбардировщике того времени - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!