УТБ-2: прост в управлении, легок, и опять Сухой...

29 July

Идем по старым номерам журнала Моделист-Конструктор. Еще раз поражаемся, что в разгар так называемого застоя столько номеров посвящено редким моделям отечественных самолетов тридцатых и сороковых годов. Видимо, энергия энтузиастов выходила в поиске информации и составлению тщательных схем и моделей тех машин.

Тем интересней находить уже порядком пожелтевшие страницы на чердаке и аккуратно их раскладывать и просматривать.

Вот и данная модель под названием УТБ-2 получила свое место в стопочке бумаг. история ее создания довольно проста и логична. К концу войны было выпущено изрядное количество ТУ-2 - возможно лучших наших бомбардировщиков. Не так много, как хотелось бы, но все достаточно. И в 1946-м году принимается решение на базе данного самолета создать учебно-тренировочную машину для обучения курсантов в авиашколах, а также и в строевых частях ВВС.

Вот этот номер журнала с УТБ-2
Вот этот номер журнала с УТБ-2

Поручили это дело товарищу Сухому - хотя автор ТУ-2 - конечно Туполев. Видимо, связано это было с загрузкой Туполева по проекту ТУ-4. Часть фюзеляжа (носовая) и мотогондолы были изготовлены заново. Часть вооружения сняли. Применили менее мощные моторы (пл 700 лс, АШ-21), которые к тому же работали на более дешевом топливе. сплошная экономия. вообще, все что можно было - поснимали с базового самолета (включая излишки бомбовой нагрузки), что позволило облегчить самолет на многие килограммы - и даже облегчить убирающиеся шасси.

Схемы
Схемы

Опять схемы
Опять схемы

и опять схемы
и опять схемы

УТБ-2
УТБ-2

После всех возможных испытаний самолет был запущен в серийное производство на заводе. По общему мнению летчиков, машина показала себя очень неплохо, могла совершать горизонтальный полет даже на одном двигателе.

Самолет эксплуатировался не только в училищах, но и в боевых частях. Использовались и как буксировщики мишеней, предназначавшихся для тренировки летчиков-истребителей. Часть машин передали в гражданскую авиацию. В 50-м шесть самолетов были поставлены в Польшу и эксплуатировались там до 1955 г.

УТБ-2; все фото сделаны автором со старого журнала Моделист-Конструктор за 1976 год
УТБ-2; все фото сделаны автором со старого журнала Моделист-Конструктор за 1976 год

Технические характеристики:

Тип двигателя  2 ПД АШ-21
Мощность, л.с.  2 х 700
Максимальная скорость , км/ч   у земли  352
  на высоте  380
Крейсерская скорость , км/ч  332
Практическая дальность, км  950
Практический потолок, м  7100
Экипаж, чел  4
Вооружение:  один 12.7-мм пулемет УБТ и до 200 кг бомб

О более известном самолете Сухого смотрите здесь.

А о спутниковой связи читайте тут.

Всем удачи и мирного неба!