Sax Improviz.
79 subscribers

Как выбрать саксофон.

Как выбрать саксофон.

Как выбрать саксофон новичку? Посоветуйте, какой выбрать саксофон на начальном этапе. Какой саксофон мне подойдет для обучения? Какой саксофон лучше? Достаточно часто сталкиваюсь с подобными вопросами и до сих пор не мог ответить однозначно. Более того, не стану отвечать однозначно и в этой заметке, и не по тому что просто не знаю, а скорее всего по тому, что однозначного ответа на вопрос какой выбрать саксофон просто не существует.

Вы скажете: “Ну как же? В поисковиках есть очень много рекомендаций и советов по выбору музыкальных инструментов и саксофонов в том числе!” Тогда к Вам мой встречный вопрос: “Почему же Вы читаете эту заметку? Почему же Вы ещё не определились с выбором инструмента?” И вот на эти вопросы у меня как раз и есть ответы! Ведь ваш выбор никто не сможет сделать лучше чем вы сами, да и ответственность за это не следует возлагать на других. Но как принять правильное решение?

Давайте разберёмся вместе.

Итак, Вы начинающий или опытный музыкант, но пока ещё будущий саксофонист, ученик опытного педагога или самоучка. Вы уже представили себя на сцене, концертной площадке, в кругу друзей, в составе музыкального коллектива или просто гордо стоящим с саксофоном в руках под восторженными взглядами ваших поклонников? Нет? Тогда срочно представьте…

Во что и как одеты, как гармонирует ваш саксофон с вашим амплуа, достойно ли вы будете выглядеть на фото в соцсетях или на рекламном плакате вашего концерта? И не надо улыбаться, я вполне серьёзно. Представили? Поздравляю, вы впервые увидели СВОЙ саксофон. А цвет запомнили? Внешний вид инструмента? С чего то же надо начинать делать выбор, то почему бы не того, как должен выглядеть ваш саксофон. Скорей всего в продаже вы встретите “золотой” или “серебряный”, изредка разукрашенный, я называю “воронёный”.

"Воронёный" Тенор
"Воронёный" Тенор

Давайте рассмотрим каждую категорию с точки зрения нашего выбора.

Золотой

Полностью соответствует общепринятым понятиям о саксофоне. Выглядит эффектно. Если вы держите в руках такой музыкальный инструмент, ни у кого не возникает сомнения в том что вы саксофонист. Покрытие лак. Требует бережного отношения, регулярного ухода, так как при изнашивании теряется внешний лоск, а восстановление в исходное состояние трудоёмко, достаточно проблематично и дорого.

Серебряный

Встречается реже чем золотой. Выглядит скромнее, ведь серебро это не золото, а уже только второе место))). Покрытие менее требовательно к уходу и не так капризно как лак. Для восстановления в исходное состояние необходима полировка, что при наличии прямых рук возможно даже в домашних условиях.

Воронёный

Выглядит очень эффектно, броско и дерзко. Притягивает взгляд. Подчёркивает индивидуальность владельца. Покрытие лак. Имеет те же минусы что золотой.

Ещё вы обязательно встретите в продаже такую категорию саксофонов как Б/У (бывший в употреблении) “потрёпанный”, они могут быть всех трёх выше обозначенных расцветок и возможно больше. Почему внешний вид инструмента это важно? Во первых, это пока что единственный критерий по которому можно сделать выбор, а во вторых инструмент должен вам нравиться! Ведь именно с ним в руках вы проведёте по крайней мере первые месяцы репетиций.

Потрёпанный

Или Б/У. Внешний вид зависит от степени запущенности инструмента. В некоторых случаях подлежит полному или частичному восстановлению к исходному состоянию. Несколько понижает статус владельца во время фото сессии))).

Попробуйте прямо сейчас расставить приоритеты выбора по этим категориям исходя из выше изложенного. Например: “Я хочу воронёный, если найду или если хватит денег или если не надо долго ждать поставку и тд.. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать среди потрёпанных сначала воронёный потом золотой и только потом серебряный.”

Серебряный Тенор
Серебряный Тенор

Важно:

Обращаю внимание на то, что внешний вид саксофона зачастую никак не влияет на его звук и исполнительское мастерство его владельца. А первый урок по психологии принятия решений вы уже прошли.)))

Разновидности саксофона.

Продолжайте представлять себя саксофонистом. Это, кстати, называется визуализацией. Мы часто пользуемся ей не осознанно. В некоторых случаях это очень полезный психологический приём. Обратили внимание на размер, габарит, калибр вашего будущего инструмента? Саксофоны просто бывают разные, сопрано, альт, тенор, баритон.. Есть ещё несколько, но они пока вам точно не нужны.

Что важно в этом случае. Во первых от размера или калибра или габарита инструмента (вообще то это называется разновидность инструмента, иногда тип или вид) зависит общий внешний вид вашей персоны на презентации нового альбома или фото сессии! Забавно иногда выглядит, когда огромный двухметровый дядька гудит на малюсеньком изогнутом сопрано, или миниатюрная девушка едва удерживает на весу баритон. Это один из очень важных нюансов! Вы должны себе нравиться с саксофоном в руках и чувствовать себя комфортно. Во вторых вес. Это не маловажно. Во время регулярных занятий, с непривычки, у начинающих саксофонистов устает помимо всего прочего ещё и шея))). В третьих стоимость. Понятно что баритон того же бренда и спецификации будет стоить гораздо дороже альтушки.

Золотой альт
Золотой альт

Разновидности саксофона.

Но самое главное при выборе типа саксофона это конечно же звук, тембр, голос. Не зря названия видов соответствуют градациям певческих голосов. Вот тут снова нужно остановиться и тщательно прислушаться к себе. Какой именно голос саксофона вам импонирует больше? Вспомните ваши любимые композиции, мелодии и выясните какой именно саксофон в них играет. Поищите музыкальные видео саксофонистов, понаблюдайте за исполнителями, внимательно рассмотрите их инструменты  Представьте себя играющем эту же мелодию. И поймите, тот ли звук вы ждёте от своего будущего саксофона.

Сопрано – пользуется спросом в основном у бывалых музыкантов, которые делают акцент именно на выборе звукового и тембрального диапазона инструмента. Сопрано обладает выразительным высоким тембром. Звучание чем то похоже на кларнет, если играть в среднем и нижнем регистрах, или английский рожок – в верхнем регистре. Чаще всего сопрано саксофон имеет не изогнутую форму похож на позолочённый кларнет, но встречаются и в классическом S образном исполнении. Строй саксофона сопрано – Си-бемоль (Bb), транспонирует на большую секунду вниз.

Сопрано саксофон
Сопрано саксофон

Альт – наиболее популярный инструмент. Это обусловлено широким предложением, ценой, компактными размерами инструмента. Более удобен для детей и женщин. Чаще востребован как часть духовой секции в оркестре. Используется практически во всех музыкальных направлениях и стилях, репертуар для альт саксофона представлен очень широко. Строй саксофона альта – Ми-бемоль (Eb), транспонирует он на большую сексту вниз.

Тенор – название говорит само за себя. Голос, тембр саксофона ощутимо ниже и несколько теплее в отличии от представленных выше альта и сопрано. Достаточно популярен у начинающих саксофонистов, как мужчин так и женщин, немного тяжеловат для детей юного возраста. Наиболее раскрывает себя в жанре блюз, это моё мнение, но чувствует себя абсолютно уверенно во всех остальных музыкальных стилях и направлениях. Строй саксофона тенор – Си-бемоль (Bb), транспонирует на большую секунду вниз через октаву.

Баритон саксофон
Баритон саксофон

Баритон – специфический инструмент, выбирают его в основном фанаты. Обладает богатым басовитым тембром, всегда впечатляет своим звучанием. Но, не лучший выбор для начала обучения в виду габаритов и специфики звукоизвлечения. Можно иметь его как дополнительный инструмент под специальные музыкальные задачи, или просто если очень хочется. Строй баритона – Ми-бемоль (Eb), транспонирует он на большую сексту вниз через октаву.

Важно:

Над этим моментом думайте очень тщательно!!! Если внешний вид в каких то случаях можно исправить (почистить, покрасить, отполировать), то голос приобретённого саксофона исправить нельзя. А голос – это главное, этот инструмент как раз и отличается от остальных своим неподражаемым звуком, голосом, тембром. Если вы определились, то ваши требования должны звучать примерно так: “Я хочу саксофон тенор, воронёный. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать среди потрёпанных Б/У саксофон тенор, сначала воронёный, потом золотой и только потом серебряный.”

Бренды и марки саксофонов.

Теперь немного поговорим о брендах и марках саксофонов, чем они отличаются и на что обращать внимание. Если вы планируете заниматься у педагога или в музыкальной школе, студии, то можете возложить ответственность за выбор бренда, марки саксофона на ваших преподавателей. Если вы бывалый музыкант, то можно спросить советов и рекомендаций у друзей саксофонистов. Но что делать если такой возможности нет? Вам придётся делать ваш выбор самостоятельно.

Вы ещё не искали в сети материал по запросу “как выбрать саксофон”? Отложите на время эту заметку и попробуйте. Обратите внимание на выпадающие результаты поиска, заметили? Как выбрать ваш первый саксофон в основном рекомендуют всевозможные магазины, продавцы и торговцы. Надо полагать они точно знают какой инструмент вам нужен. ))) К стати, по моим наблюдениям продавцы чаще рекомендуют именно те инструменты, которые есть в наличии в их магазине и начинают как правило с дорогих. ))) Нет, иногда встречается информация и от специалистов, которые точно знают о чём говорят и что рекомендуют, но половина сказанного ими для вас будет мало понятна. Например: “…установлено ребро жесткости и двойной вал B и C-клапанов, которые обеспечивают дополнительный резонанс, имеется высокий клапан F#, передний клапан F и регулируемый упор для удобства…” Вам, тут всё понятно?

Зайдите на страницу самого “растопыренного” онлайн магазина по продаже музыкальных инструментов, какой сможете отыскать, и отсортируйте предлагаемые варианты инструментов по товару: “саксофон”, по типу “тенор”, по цене: “показывать сначала дорогие”. И теперь постепенно пролистывайте странички и наблюдайте за сменой брендов. Постепенно у вас сформируется градация, какие марки наиболее дороги, и вероятно качественны (хотя это не факт), а какие менее. Тоже правило действует и в обратном порядке, если “начать с дешевых”. Постепенно у вас сформируется рейтинг брендов, например: Selmer это круто, Yanagisawa или Yamaha тоже неплохо. В крайнем случае Roy Benson. (ссылку на бренд в сети так и не нашёл…)

Откорректируем ваш запрос: “Я хочу саксофон тенор, марки Selmer, если будет дорого, то выбираю Yanagisawa или Yamaha, надо ещё посмотреть по чём Roy Benson. Ищу конечно же воронёный. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать среди потрёпанных Б/У”. Принцип формирования вашего запроса вы уже уяснили? Просто добавляйте пункты приоритетов в порядке их значимости и сравнивайте каждый объект, на соответствие вашему запросу, двигаясь сверху вниз. В общем постепенно разберётесь.

Сколько должен стоить саксофон.

Теперь о грустном. То есть о деньгах. Стоимость профессионального саксофона, престижной марки и топовой спецификации, вещь достаточно кусучая и основательно бьёт по кошельку. Я искренне рад за вас, если вы не испытываете финансовых затруднений и можете позволить себе купить дорогой инструмент не глядя на его стоимость. Но вы всё же не зря тратили время на предыдущие абзацы. Вам простой совет: сформируйте свой запрос согласно выше изложенной схеме и позвоните в самый разрекламированный онлайн магазин. Заказывайте саксофон сразу со всеми сопутствующими аксессуарами и доставкой. В случае, если дело с обучением на саксофоне не пойдёт, у вас на стене будет висеть дорогой и оригинальный предмет интерьера. Им тоже можно похвастаться))). Грустная шутка.

А если серьёзно, то действительно следует взвесить финансовый риск от неоправданной покупки. В самом деле обучение может не пойти, интерес может пропасть, могут измениться жизненные обстоятельства и тд. По этому следует тщательно взвесить, какую именно сумму вы готовы потратить на приобретение саксофона и …….. сразу умножить её на два!!! Или хотя бы на полтора.

Как показывает практика, так мы все устроены, мы хотим что то и ещё чуть-чуть. Вот это чуть-чуть и необходимо учесть. Кроме того, как уже было сказано выше, есть такое понятие как сопутствующие аксессуары. В некоторых случаях стоят они тоже существенно, по этому финансовый резерв необходимо предусмотреть.

И так, ваш запрос: “ Я имею 500$ (250$ пока в резерве), хочу саксофон тенор, марки Selmer, если будет дорого, добавлю немного из резерва, или выбираю Yanagisawa или Yamaha, а может и Roy Benson. Ищу воронёный. Золотой как запасной вариант. Серебряный буду рассматривать в крайнем случае. Если нет, то буду искать то же среди потрёпанных Б/У”. Ну вот, основные пункты учтены, но вы можете добавить в эту схему и свои дополнительные условия. Всё выше сказанное подойдёт в том случае, если вы покупаете новый инструмент. С покупкой Б/У саксофона немного иначе, требуются дополнительные пояснения, об этом в следующей заметке, но принцип выбора тот же.

ПС я играю на Б/У саксофоне:

Всем добра.