Почему железная дорога в России шире, чем в Европе

Здравствуй, уважаемый читатель. Ты, конечно, знаешь, что стандартная железнодорожная колея в России шире, нежели в западных странах, из-за чего поездам приходится менять колеса при следовании из России в Европу. В этой статье мы поговорим о причинах такой разницы.

В Европе и США ширина колеи составляет 1435 миллиметров. Как ни странно, этот стандарт появился еще во времена Римской Империи, где все повозки делались одинаковыми, чтобы им проще было передвигаться по бездорожью.

Впоследствии римский стандарт сохранился на долгие века и все повозки продолжались изготавливаться с одинаковым расстоянием между колесами. Когда пришло время прокладывать собственные железные дороги, европейцы решили не изобретать ничего нового и взяли все те же 1435 миллиметров.

К слову говоря, такое решение имеет ряд недостатков: европейские вагоны меньше наших, из-за того, что при одинаковом размере состав был бы слишком неустойчивым на узкой колее. В следствии этого к паровозу приходится цеплять либо больше вагонов, либо перевозить меньше грузов/пассажиров.

В России же изначально ширина колеи равнялась 1524 миллиметра. Однако уже при СССР все железные дороги были переложены под новый стандарт: 1520 миллиметров. Вероятно, в то время никто не задумывался, что разница в ширине колеи впоследствии приведет к стольким неудобствам.

Однако вернемся к сути вопроса: откуда эта разница вообще взялась?

Наиболее распространенная версия гласит, что решение сделать колею шире было продвинуто российскими купцами, которые желали ограничить поток товаров из Европы.

Тем не менее, есть еще одна легенда, которая граничит на грани анекдота:

Когда проектировали железную дорогу Москва - Санкт-Петербург, инженеры пришли к царю и спросили: "Будем ложить колею как в Европе или шире?", на что царь ответил: "На*рен шире". Вот и сделали железные дороги на царский хрен шире.