Как построить сеть прачечных экспресс-обслуживания

Предприниматель Давид Папаскири одним из первых запустил в России прачечные самообслуживания, где вещи можно постирать и высушить за пару часов. В 2003 году он открыл первую прачечную такого формата в студенческом городке в Санкт-Петербурге, а потом заметил, что в неё заходят не только студенты, — и расширил бизнес на широкую аудиторию. Сегодня его сеть Prachka.com включает более 50 точек в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, каждая из которых может приносить до 200 тысяч рублей прибыли в месяц. 

Кто ходит в прачечную, когда у большинства людей есть стиральные машины? В основном туда приносят объемные вещи, которые неудобно стирать дома, — одеяла, чехлы на диван, пуховики. При запуске бизнеса Давид Папаскири заметил спрос на эти услуги. Сначала предприниматель хотел делать вместительные прачечные полного самообслуживания, как в США, чтобы клиенты сами загружали и выгружали свои вещи. Однако большая прачечная требовала больших инвестиций, а в маленькой при таком подходе часто возникали очереди или, наоборот, была недостаточная загрузка. Пришлось нанять администратора — сейчас он следит за порядком и чистотой, консультирует посетителей, а заодно помогает равномерно распределить клиентский поток. Если клиенту нужно ждать дольше 5 минут, то администратор согласовывает режим стирки и сушки, берёт заказ в работу и загружает вещи в машинку, когда та освободится.

При открытии прачечной очень важна локация. Аренда помещения в торговом центре может съедать до 60–70% от оборота, поэтому Давид Папаскири предпочитает открывать свои точки в домах на первой или второй линии в густонаселённых районах, где прачечная будет в пешей доступности для клиентов. Чтобы привлечь покупателей, работают любые инструменты, которые мотивируют человека воспользоваться услугами прачечной. Как правило, в первый месяц работы новая точка предлагает бесплатную сушку белья или другие льготные условия обслуживания, а потом постепенно переходит на стандартные цены. В дополнение к стирке и сушке Давид Папаскири добавил и другие услуги, например глажку белья по низким ценам. На этом прачечная не зарабатывает, зато многие клиенты сдают постельное бельё именно для того, чтобы получить его назад отглаженным. Наконец, для удобства клиентов Давид внедряет эквайринг от Сбербанка. «До сих пор есть прачечные, где принимаются только наличные, но сейчас людям реально удобнее платить картой», — говорит он. 

После кризиса 2014 года импортные стиральные машины подорожали вдвое и общая сумма инвестиций в прачечную увеличилась. Сейчас на запуск одной точки требуется от 2,5 млн до 5 млн рублей. С одной стороны, это сдерживает рост числа конкурентов, с другой — замедлило темпы продажи франшизы Prachka.com: прачечная окупается в среднем за 4 года, что по российским меркам не так уж быстро. Зато после того, как выйдет на стабильную загрузку, может приносить владельцу 150–200 тысяч рублей в месяц. Поэтому в ближайший год Давид планирует повышать эффективность бизнеса и совершенствовать франшизное предложение. «Я хочу, чтобы молодые предприниматели покупали не просто бренд, а ещё и наш опыт», — говорит предприниматель.