Как заработать на чемпионате мира по футболу

15.05.2018

Чемпионат еще не начался, но многое уже можно смоделировать. Вместе с предпринимателями и экспертами разбираемся, есть ли здесь реальные точки роста для малого и среднего бизнеса.

Рестораны или стрит-фуд

Традиционно все мероприятия, привлекающее в страну туристов, повышают спрос на рестораны, кафе и уличную еду. Но не все так просто. Коммерческий директор федеральной сети кофейных компаний Barista Руслан Яфаров отметил, что ожидания от чемпионата у его компании скромные. Поскольку в местах проведения матчей работают только официальные партнеры FIFA, у малого и среднего бизнеса практически нет доступа к большому туристическому потоку.

«Время проведения чемпионата слишком короткое. Вкладываться в новые точки, аренда которых к тому же на время мундиаля может быть завышена, просто не имеет смысла. За время чемпионата вложения не окупятся».

При этом за последний год количество стрит-фудов в крупных городах выросло. Cкорее всего, рынок будет расти дальше. Предложения становятся разнообразнее. К традиционным форматам добавляются новые более интересные гастро-концепции: например, блюда национальных кухонь.

Набирают популярность заведения формата fast casual. Это не уличная еда, и не традиционные кафе и рестораны. Здесь используются качественные ингредиенты, разрабатываются оригинальные предложения по меню, при этом акцент делается на быстроту обслуживания и демократичную атмосферу. Пример успеха такого формата — сеть Burger Heroes, которая привлекла миллионные инвестиции на развитие от «тяжеловесов» столичного ресторанного бизнеса, владельцев «Чайхоны №1» братьев Васильчуков. Сооснователь сети бургерных Игорь Подстрешный с чемпионатом связывает следующие ожидания:

«Конечно, если отталкиваться от статистики, то гостей, особенно в заведениях Москвы и Питера, должно прибавиться. Но даже если не будет сильного наплыва туристов, это прекрасная возможность для совершенствования своего бизнеса в направлении мировых стандартов. Мы надеемся, что это поможет привлечь иностранных инвесторов. В первую очередь, это может помочь развитию франчайзи в других странах».

Отели или апартаменты

Спрос на отели во время проведения чемпионата вырос. От 70 до 100% номеров было выкуплено за несколько месяцев до первого матча.

Вместе с тем в городах ЧМ-2018 растет предложение от частных лиц и компаний по сдаче жилья в аренду. В Нижнем Новгороде, только по открытым данным booking.com, появилось около 1300 апартаментов. Но с точки зрения генерального менеджера отеля IBIS в Нижнем Новгороде и президента Ассоциации отельеров Нижегородской области Константина Клюева арендованное жилье не составляет прямую конкуренцию отелям:

«Целевая аудитория разная. Апартаменты выходят дешевле, их можно снять на большее количество людей. Отели же рассчитаны на людей любящих безопасность, комфорт и качественный сервис».

По данным сервиса OneTwoTrip, многие отельеры идут на хитрость и просто не выставляют на продажу номера на маленький срок. Забронировать у них номер можно не меньше, чем на неделю. При этом любые ограничения свободного ценообразования всегда заканчиваются сложностями для потребителей, утверждает директор управляющей компании «ВТС-Актив» Юрий Сапожников:

«Попытка зарегулировать цену в отелях на время ЧМ-2018 ограничивает естественную, рыночную конкуренцию. Отельеры для того, чтобы обеспечить качественный сервис вкладывают максимальный человеческий и финансовый ресурс в бизнес. Почему цена должна оставаться фиксированной?»

В целом для гостиничного бизнеса, особенно регионального, ЧМ-2018 стал хорошим стимулом для изменений в качестве обслуживания. Многие гостиницы и отели провели реновацию, сделали ремонт, обучили персонал и стали требовательнее к себе самим в вопросах сервиса.

Какие идеи могут «выстрелить» во время чемпионата мира

Чемпионат мира подтолкнул предпринимателей к развитию простых, но непривычных для России сервисов.

Экономичный вариант размещения болельщиков

Архитектурное агентство «Артель», специализирующееся на создании модульных и мобильных пространств для бизнеса и мероприятий, представило свою концепцию и прототип капсульного отеля. Преимуществом таких конструкций является доступная цена плюс легкость, мобильность и быстрота сборки.

Ключевыми заказчиками такого временного жилья основатель агентства Павел Чвилев видит B2B-клиентов:

«Это организаторы фестивалей, уличных мероприятий, концертов, которые хотят, чтобы их посетители отдыхали с комфортом. Рассчитываем, что идея с временным, модульным жильем вызовет интерес перед ЧМ-2018».

Дизайн такого временного жилья разрабатывается совместно со стрит-арт художниками и известным московским архитектурным бюро.

Велопрокат и каршеринг

Аналитики сервиса OneTwoTrip оценили стоимость проката автомобилей в городах чемпионата мира по футболу и обнаружили, что на период мундиаля прокатные организации увеличили свои тарифы. Сильнее всего это заметно в Екатеринбурге, где минимальная стоимость суточной аренды выросла в 7,7 раза. О причинах этого говорит руководитель направления аренды авто сервиса OneTwoTrip Евгений Гапоненко:

«Ситуация объясняется крайне ограниченным предложением по прокату в регионах. При этом мы видим, что в некоторых городах забронировать автомобиль онлайн уже невозможно в принципе».

В дни матчей в городах ЧМ-2018 движение автомобильного и общественного транспорта будет ограничено. Поэтому растет актуальность велопроката. Особенно для Москвы и Санкт-Петербурга, где для этого подготовлена инфраструктура. Здесь обновлены велосипеды, городские дорожки и линейки тарифов. Учитывая, что для многих иностранцев такой способ перемещения является привычным и удобным, есть шанс, что мы увидим увеличение спроса.

Экскурсовод в смартфоне

В Ростове разработан проект велоэкскурсий. Мобильное приложение Velovod предлагает интересные маршруты с аудиогидом по ряду городов ЧМ-2018. Однако разработчики не торопятся делать англоязычную версию. Это объясняет руководитель проекта Дмитрий Гусев:

«Для иностранцев наша велосипедная инфраструктура может выглядеть очень рискованной. Поэтому только отечественные туристы, привыкшие к нашим дорогам, решатся на такие экскурсии».

В дальнейшем Velovod планирует расширяться, и, возможно, станет marketplace велосипедных маршрутов, куда каждый пользователь cможет добавлять свои велоэкскурсии с интересными местами.