Забытые фильмы СССР. «Земля Санникова», 1973 год. Самый скандальный фантастический вестерн.

Хотелось озаглавить: «Борис Грызлов, Владимир Высоцкий, Сергей Шакуров и все, все, все». Я и не знал, что ударная картина года скрывает столько тайн. Но обо всем по порядку.

Идея создания фантастического фильма по роману Владимира Обручева, написанного в 1926 году, родилась у руководства «Мосфильма», ну нужно, так нужно. Были привлечен «зеленый» автор сценария Владислав Федосеев и малоопытные режиссеры Леонид Попов и Альберт Мкртчан. Все шло к тому, что будет снят отвратительный фильм по ужасному сценарию, если бы не решились обратиться к Марку Захарову. Марк Анатольевич, со свойственным ему альтернативным видением классики, вытряхнул из сценария саблезубых тигров и прочих динозавров, наполнил его духом романтики и авантюризма. От текста академика Обручева осталась только идея, персонажи были переписаны, получилась прекрасная и увлекательная история «по мотивам».

Сама легенда о Земле Санникова, некотором теплом и таинственном острове в Северном Ледовитом океане, острове-призраке, земле мечты, много лет будоражила умы географов и путешественников. Захаров просто виртуозно выкрутился из этой проблемы, уничтожив, по неосторожности остров. Как мы знаем, ее так и не нашли, Марк Захаров, как всегда прав.

Скандалы начались еще с подбора актеров. На роль Крестовского был утвержден Владимир Высоцкий, который даже супругу предполагал задействовать, но тут «Немецкая Волна» передала концерт певца, представляя его как вольнодумца и диссидента. Естественно, Высоцкого и Влади убрали из группы. Потом Сергей Шакуров устроил забастовку против бездарности режиссёров, пришлось его убирать, переснимать сцены. В итоге обнаружилось, что и песни Высоцкого выпускать нельзя, благо спасли Зацепин и многостаночник Олег Анофриев. Кто знает, может быть все эти проблемы и пошли на пользу, представьте, что не был бы написан «Есть только миг», один из главных кинохитов столетия.

Из всего актерского состава спокойно вели себя только Дворжецкий, который вязал свитер и Вицин, который практиковал йогу. Хотя нет, Вицин все же отправил на «Мосфильм» телеграмму: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».

На мой взгляд, вечно пьяный Даль больше подходил на роль авантюриста и романтика, нежели Высоцкий. Мальчишеский задор, шутливый взгляд и ироничность актера попали в точку.

С самой демонической фигурой авторы фильма не ошиблись. Махмуд Эсамбаев, талантливый танцор с пронзительными черными глазами, от которых мороз по коже. Любой шаман позавидовал бы его пластике и выразительности.

Есть еще одна забавная байка. Во время съемки ключевой сцены на колокольне, произошел конфуз, в кадр попали антенны на соседних домах. Вся группа начала валить антенны на крышах во время футбольного матча Чемпионата Европы. Что бы успокоить зрителей, каждому пришлось выдать по 100 рублей, а это была месячная заработная плата, если кто помнит. Деньги достались даже старушке, которая не в какую не хотела пить чай нигде кроме как в оконном проеме.

Фильм получился просто отличным. Блистательные актеры, роскошная натура, дух свободы и загадки природы.

Кстати, в эпизоде ресторана засветился будущий Председатель Государственной Думы Борис Грызлов. Это в том, где в качестве черной икры выступала каша, подкрашенная тушью. В одном не согласен с легендами, это не перловка была, слишком крупная!

Кадры из фильма - Киностудия "Мосфильм"

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ