МАТЕМАТИКА ЭМОЦИЙ

Какие у тебя отношения с собственными чувствами? Ты ими управляешь или они тобой?

Правда в том, что никто нас не учит обращаться с эмоциями. Ну, знаешь, вот как математике, например, объясняя: вот это — причина, а это — следствие, а если из этого вычесть вот это, то получим такой вот результат…

Было бы полезно, правда? Ведь иногда эмоция поглощает настолько, что ты абсолютно
теряешь контроль: над своими действиями, над ситуацией. А сколько вредных, глупых, импульсивных решений мы принимаем под влиянием того или иного чувства? Потом жалеем, но что делать? Поезд ушел.

А между тем эмоциональные процессы вполне себе регулируемая штука. Они поддаются управлению и даже описаны вполне себе математической формулой, весьма доходчиво объясняющей, где причина, где следствие, и что является КНОПКОЙ УПРАВЛЕНИЯ аффектами.

Знакомься: формула Эллиса. Выглядит она так:

Ситуация (факт) —> Интерпретация —> Эмоция (эмоциональная реакция) — Реакция (действие или бездействие, слова, решения).

А теперь давай разберем по полочкам.

Ситуация — это объективная реальность. Что-то, что произошло. Некий факт. Событие. Смотри, сам по себе факт — любой — не имеет никакой эмоциональной окраски.

Например:

на дороге затор

отключили воду

победил Путин

Все это факты. Сами по себе они не плохие и не хорошие. Они, упрощенно говоря, НИКАКИЕ. Эмоционально никакие. И — сами по себе они ДАЖЕ не являются ПРИЧИНОЙ твоих эмоций. Просто факты.

Что же делает их «плохими» или «хорошими»? Интерпретация.

Интерпретация — это то, что ты об этом факте подумал. Как ты к нему отнесся. Как ты его ОЦЕНИЛ для себя. Понимаешь?

Например:

затор на дороге — на данный момент для тебя хорошо или плохо? Оно ведь бывает по-разному. Если ты едешь с работы, уставший, голодный, а дома тебя ждет тридцать три удовольствия, дорожная пробка — зло, однозначно. А если ты утром встал и вспомнил, что не дописал отчет (проект и т.д.), который кровь из носу надо сдать сразу, как ты перешагнешь порог офиса, то затор на дороге превращается в благо, не так ли? Есть время доделать, додумать —— успеть.

И так во всем: происходящие события всегда НЕЙТРАЛЬНЫ, «какими-то» их делают наши интерпретации.

Ну и как ты, верно, уже понимаешь, именно интерпретация рождает ту или иную эмоцию.

Помнишь тот классический уже мем про молчащего парня и девушку, которая впадает в панику, пытаясь угадать причину его молчания? Только на самом деле она не угадывает (да это и невозможно), она — интерпретирует. Придумывает, проще говоря.

Смотри, что происходит, если разобрать это по формуле Эллиса:

1. Факт: парень молчит.

2. Интерпретации девушки:

ему не интересно

ему скучно

он думает о другой

он меня НЕ ЛЮБИТ!!!

3. Эмоциональная реакция: обида, страх, злость.

4. Реакция: например, слезы. Или скандал.

Понимаешь, как это работает? Ах, да, а парень в это время думает, что будет, если положить черепаху под танк.

Итак, как ты уже понимаешь, именно ИНТЕРПРЕТАЦИЯ является причиной любой твоей эмоции. Любой! Хоть тех, что принято считать негативными, хоть «позитивных» (помнишь, на одну и ту же шутку люди реагируют по-разному — один засмеется, а другой — обидится. Дело в них, в интерпретациях).

И они же, интерпретации, и есть та «кнопка», при помощи которой ты можешь управлять своими эмоциями. Это то, чем МОЖНО УПРАВЛЯТЬ. Как? Да просто: научись отслеживать и менять свои интерпретации.

А поможет этому тренировка под названием ретро-анализ. Ретро - потому что поначалу анализировать нужно то, что произошло. Разбирать ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ситуацию по формуле Эллиса.

Например:

сегодня я жутко накричал на своего ребенка —> это реакция.

я кричал, потому что злился —> это эмоция

А каким было событие? Ребенок пришел домой позже, чем договаривались. Это факт.

Почему этот факт вызвал именно злость?

И вот тут вспоминай, что ты ПОДУМАЛ об этом позднем приходе, как ты ИНТЕРПРЕТИРОВАЛ это?

Например: мой ребенок плевать хотел на мои слова (наши договоренности), значит, ему плевать на меня, он меня не уважает, не ценит, не любит.

Такая трактовка события (а интерпретируем мы ооочень быстро, зачастую, почти неосознаваемо) делает что? Наносит удар по самооценке. Ты испытываешь страх, а следом, как защиту от этого страха, — злость.

КАК можно изменить интерпретацию, чтобы изменить эмоцию? Скажем, так: ребенок увлекся игрой (общением) и не уследил за временем. Это вообще НИКАК не показывает его отношение ко мне. Это говорит лишь о том, что мой ребенок — НОРМАЛЬНЫЙ ребенок, которому играть пока интереснее, чем соблюдать договоренности.

Ну как, чувствуешь теперь злость?

Да, такой анализ — это работа. Работа, которую нужно делать в своей голове — и с непривычки это трудно и занимает время. Но правда в том, что осознанное интерпретирование — всего лишь навык, который ты можешь прокачать. Ты можешь, поверь. Если захочешь.