Образование - услуга или благо?

С тех пор, как в официальных документах образование назвали «услугой», не умолкают споры на эту тему.

С точки зрения рыночной экономики, это, может быть, объяснимо. А у нас, как известно, очень многое сейчас измеряется и определяется чисто экономическими показателями и терминами.

Но почему-то общество не устраивает такая формулировка. И, заметьте, не только учителей. Нам, учителям, конечно, обидно, что приравняли к сфере услуг. Мы-то думали про «разумное, вечное, доброе»… Но разговор сейчас не о нас, а об образовании в целом.

Мы все слишком большие задачи возлагаем на образование, чтобы ограничиться «оказанием услуг». В школах дети получают не только конкретные знания по конкретным предметам. Там они получают социальный опыт, многие жизненные навыки, практику общения (очень многопрофильную), в школе закладываются многие культурные, нравственные, этические ценности (и не говорите, что этого нет) и т.д. Можно говорить, что в школе во многом формируется личность человека. Я не представляю, как оказать услугу по формированию личности или по воспитанию порядочного человека.

Но если это не услуга, то что? Как определить место образования в современном устройстве России?

Проходила у нас в областном центре встреча с одним уважаемым столичным педагогом и учёным. Он тоже поднял этот вопрос. И предложил считать образование общественным благом. Нам всем эта формулировка понравилась.

Но давайте посмотрим, а что же называют общественным благом.

Общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. (Википедия)

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО — любое благо, которое, будучи предоставленным кому-то одному, обязательно предоставляется и всем остальным и не допускать кого-нибудь к пользованию которым либо невозможно, либо практически нецелесообразно. (Политология. Словарь).

Можно посмотреть и другие формулировки, но общее заключается в следующем: общественные блага являются общедоступными и нерыночными. В идеале – бесплатными.

Недавно министр Просвещения заявила, что она тоже не считает образование услугой, и даже пообещала изменить формулировки в законах.

Но дело-то оказывается не в формулировках, а в сути происходящих явлений в образовании. Если мы официально назовём образование общественным благом, то и всю его структуру и устройство придётся переделывать под соответствие этому определению. И к учителям придётся по-другому относиться. Окажется, что не чиновники всех уровней создают благо для народа, а учителя (врачи, библиотекари, музейщики, военные...).

Но ведь сферой услуг командовать проще…