Для кого составлены школьные программы?

27k full reads
56k story viewsUnique page visitors
27k read the story to the endThat's 49% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

За 43 года работы со школьниками пришёл к интересному выводу:

Для кого составлены школьные программы?
То же можно сказать о физике, которую начинают изучать в седьмом классе. Для того, чтобы начать изучать физику, нужен хотя бы минимальный уровень арифметики шестого класса. А его нет практически ни у кого.

Проанализировал результаты ЕГЭ по математике

Для кого составлены школьные программы?

Специально взял результаты 2019 года до пандемии и дистанционки, на которые сейчас перекладывают вину практически за всё на свете.

Для кого составлены школьные программы?
  • Означает ли это, что подавляющее большинство наших учащихся лентяи и лодыри?
  • Или что всех их учат непрофессиональные безграмотные учителя?

Конечно, нет! Хотя, справедливости ради надо отметить, что и лентяи попадаются, и учителя бывают разные.

В этой статье мы не будем затрагивать вопрос неработоспособных школьных методик, которые, безусловно, вносят определенный вклад в печальную статистику результатов экзаменов. Причина не только и не столько в методиках.

Интересно, каким бы мог быть результат экзаменов на выходе из школы в идеальном случае?

Представим ситуацию:

  • Разумные, тщательно проработанные методики.
  • Сплошь грамотные ответственные учителя.
  • Исключительно аккуратные, трудолюбивые, мотивированные ученики.
  • Можно даже для полноты фантастической картины предположить индивидуальные занятия с каждым учеником.
Для кого составлены школьные программы?

При лучших в мире методиках, идеальных учителях и сплошь ответственных трудолюбивых учениках

  • до тройки дотянет около 30% выпускников;
  • до пятерки дотянет не больше 5%.
Это означает, что если взять небольшой город, в котором тридцать выпускных классов (около 1000 выпускников), то в идеальном случае там будет не больше 50 честных отличников и не больше 300 честных троечников.
Подчеркну — эти предположения не претендуют на научность. Они основаны лишь на моём личном опыте и анализе результатов ЕГЭ.

Всё дело в очень сильно перегруженной программе

Наша базовая программа по математике рассчитана на уровень сильного абитуриента мехмата. И недоступна примерно двум третьим от общего количества аккуратных трудолюбивых людей даже на честную тройку. Совсем не потому, что они глупы. Ни в коем случае. Просто так устроен мир.

Если очень условно, ситуация выглядит так:

  • примерно треть людей склонна к восприятию естественнонаучной и математической информации,
  • ещё треть — гуманитарной информации,
  • ещё одна треть вообще не склонна к восприятию научной информации.
Это совсем не означает, что какая-то из этих групп умнее остальных, а какая-то глупее. Это вообще не вопрос ума или глупости. Просто все люди разные.

Думаю, создатели ЕГЭ уже экспериментально пришли к идее недоступности нашей базовой программы для большинства людей

В базовом ЕГЭ (выпускной экзамен за курс средней школы) только в четырех заданиях из 20 вскользь упоминается материал последних двух классов.

Ученик, набравший даже полный балл на базовом ЕГЭ, вполне может иметь очень и очень смутное представление о программе 10-го и 11- го классов.

Поэтому даже получившие максимально возможный балл на базовом ЕГЭ практически никогда не дотягивают до честной двойки с плюсом по базовой школьной программе.

Для кого составлены школьные программы?
При этом справедливости ради надо сказать, что полный балл базового ЕГЭ — реально прекрасный результат для человека, не собирающегося связывать свою жизнь с математикой.
Знаний на этом уровне более чем достаточно для общего развития и умения решать любые возникшие бытовые проблемы, связанные с расчетами.

Аналогичная ситуация с базовой программой по физике, о которой тоже могу говорить на личном опыте

Она слишком академична и рассчитана на абитуриента физфака.

К тому же требует свободного владения школьным курсом алгебры, требует умения применять тригонометрию, логарифмы, производные. То есть изучение школьной физики требует как минимум серьёзной склонности к математике.

Получается, что к изучению физики склонна примерно половина от числа людей, склонных к математике (каждый год ЕГЭ по физике выбирает и сдаёт примерно половина от количества сдающих профильный ЕГЭ по математике для вуза).

На честную тройку по нашей базовой физике может даже в идеализированном случае рассчитывать не более половины физмат класса. На честную пятёрку 2-3 человека из того же физмат класса.

Для кого составлены школьные программы?
Анализ результатов ЕГЭ по физике того же 2019 года показывает, что на отлично ( 80+) базовую программу знают менее 2% выпускников (20 человек в средних размеров городе).
До честной тройки (45+) дотягивает около 5% выпускников (50 человек в том же городе). Это после армии репетиторов и тьмы курсов.
  • Ради чего надо упорно делать вид, что изучаются физика, тригонометрия, логарифмы, производные? Вместо того, чтобы по-человечески освоить арифметику.
  • Почему нельзя весь материал для абитуриентов унести в спецклассы, или при их отсутствии на факультативы?

Мне этого понять не дано.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Для кого составлены школьные программы?

Автор: Владимир Тер-Григорян, математик, физик, репетитор, автор бесплатных и платных книг по подготовке к экзаменам по математике, отработал в школе почти 30 лет, считает семейную форму образования единственно возможной на сегодняшний день.

Читайте другие статьи автора:

Для чего нужны оценки? Не поставил ни одной за 22 года работы в школе

Математика в школе: что надо знать, чтобы не учить правила

Решать или рисовать решение?

Как учить таблицу умножения?

Читайте статьи других авторов:

Провальные реформы в образовании

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО