Моя неорганизованность: не всё в школе так плохо, как я привыкла думать

15 October

После перехода на семейную форму обучения я столкнулась с собственной неорганизованностью лицом к лицу. Оказалось, что мои методы самообразования детям подходят весьма условно: они, конечно, опережают одноклассников-очников по программе, но абсолютно не дружат со временем и ничего не слышали о самоконтроле.

Дело в том, что в самом начале обучения на дому я не лимитировала уроки по времени – зачем? Главным мне казалось суметь подготовиться к промежуточной аттестации в установленные сроки.

Однако вот тут я прокололась: аттестацию мы сдаём в школе, педагоги выделяют один урок на один предмет – обычно, когда у них «окно» в расписании. И если старший ребёнок прославился в школе тем, что сдаёт один предмет за 10 минут, то младший очень медлителен. Даже при отличном знании материала он может часами сидеть над одной работой из 12 вопросов. На первой же аттестации эта его особенность нас здорово подвела: ему пришлось решать половину работы по математике за пятиминутную перемену, чтобы отпустить учителя на урок. Конечно, это повлияло на результат работы: тройка! На следующем предмете получился практически «завал», но ему поставили тоже «три», просто потому что пожалели, наверное.

Моя неорганизованность: не всё в школе так плохо, как я привыкла думать

Также в первый год на СО я попробовала «метод глубокого погружения» в предмет. Да, отчасти он эффективен – выручил с иностранным языком, так как с младшим пришлось за неделю проходить годовую программу (в школе он учил английский, а я его не знаю, поэтому язык мы поменяли на немецкий). Однако у этого метода выявился серьёзный «минус»: ребёнок быстро усваивает информацию и так же быстро забывает её, переходя к следующему предмету. Да и скучно детям целую неделю решать одну математику, а потом неделю писать диктанты.

На второй год самостоятельного обучения с целью устранения этих огрехов я составила расписания звонков и уроков и даже учебные планы написала для обоих детей по всем предметам. Причём, расписание звонков сделала, как в колледже: мы занимаемся не уроками, а парами, после второй пары у нас часовой перерыв – обед, прогулка (мы живём в частном доме, нам с этим проще).

С расписанием уроков я поступила следующим образом: исходя из учебного плана, составила график промежуточной аттестации – мы сдаём большинство предметов по полугодиям, а простые (музыка, технология, физкультура) сразу за год. Причём, прямо в сентябре, чтобы потом уже на них не отвлекаться.

Так вот уже на основании графика аттестации я составила расписание. Если у нас в первом аттестационном блоке 4 предмета – первыми беру самые сложные дисциплины, простые на десерт, то мы неделю-две занимаемся только ими, но не по целому дню, а, к примеру, до обеденного перерыва две пары математики, потом пара иностранного и пара русского языка.

Моя неорганизованность: не всё в школе так плохо, как я привыкла думать

После обеда «пары» у нас сокращённые: не два урока по 40 минут, а один часовой. То есть за день у нас получается 4 пары, заканчиваем занятия мы в два часа дня. Если остаётся одна-две темы до завершения программы, то дети могут по своему усмотрению заменить послеобеденные уроки, чтобы закончить предмет.

Нынешний подход позволил нам освободить вторую половину дня от учёбы без потерь по скорости усвоения материала. Более того, звонки помогли детям научиться чувствовать время, что, в свою очередь, положительным образом сказалось на отметках.

Мораль: не всё в школе так плохо, как я привыкла думать, некоторые моменты вполне заслуживают внимания. Тот же учебный план позволяет рационально распределить время, чтобы не тратить на обучение детей по целому дню и не заседать за учебниками с утра до вечера. А расписание уроков избавляет от аврала перед аттестацией, поскольку позволяет отслеживать скорость усвоения материала и успеваемость детей.

Лучше потратить один день на планирование и разработку эффективного тайминга, чем потом каждый день жертвовать нервами, временем и собственными интересами из-за нерационально простроенного режима дня. Тем более, что на аттестацию стоит выделять целые недели, поскольку педагоги в школе владеют уникальными навыками неуловимости и конспирации – некоторых не удаётся поймать даже с помощью завуча!

Моя неорганизованность: не всё в школе так плохо, как я привыкла думать

И ещё один лайфхак: если ребёнок способен к самообразованию, умеет сам находить и обрабатывать необходимую информацию, то это очень выручает при семейном образовании. Например, старшая дочь почти не отнимает моего времени: она сама ведёт конспекты и отвечает на вопросы после параграфов в учебниках. От меня требуется только объяснить ей способы решений (по математике) и грамматику (языки).

Да, этому потребовалось её научить, так было не всегда. Зато теперь часть своей работы я могу делегировать ей. К примеру, она может помогать младшему практически по всем дисциплинам, если я занята, может проверять его самостоятельные и контрольные работы. Это не только высвобождает время для меня, но и позволяет дочери лучше усваивать учебный материал, а также повышает уровень личной ответственности.

А личная ответственность, по моему глубокому убеждению, есть основа гармоничной жизни в дальнейшем.

Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи автора:
Как учить Нехочуху
Самое важное при оформлении на СО
"Майнкрафт"... Я была в ступоре и не знала, как реагировать

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.