Как бороться с деменцией?

25.12.2017

Случалось ли вам повстречаться с человеком, который болен старческим слабоумием? Это поистине страшное зрелище. В то время как тело еще живет, его мозг постепенно погибает. Бессвязная речь, предложения не объединенные смыслом, спонтанные фразы решения, действия... Общий термин для процессов, при которых в старости происходит отмирание клеток мозга - деменция. О ней сегодня и пойдет речь.

Начнем с того, что угрожает это всему миру и каждому в отдельности. Старение - процесс неизбежный. И мир тратит 800 миллиардов долларов в год на борьбу с деменцией (это около 48 триллионов рублей). Большая часть этих трат- социальная помощь, потому что деменция подразумевает три стадии, и уже при второй оставлять человека одного, предоставляя его самому себе, может быть опасно.

Наш мозг - сеть нейронов. По ней проходят электрические импульсы, запуская те или иные процессы. Связи в этой сети наращиваются опытом и обучением в течении всей жизни. С возрастом продуктивность наращивания нейронных связей ослабевает. Отдельные клетки теряют свою активность и прежний отклик, другие банально погибают. Нейронные связи становятся менее крепкими и распадаются.

Теперь представьте, что активность электрических импульсов, инициирующих мозговую деятельность проходит по ломаным, неправильным связям. Фактически это влияет на человека и угнетает его "по всем фронтам". Ведь именно этими связями обусловлена вся человеческая жизнедеятельность. Теперь они работают неправильно. Страдают внутренние процессы - дозировка выработки веществ питания, балансировка гормонов... резко падает сопротивляемость организма различного рода заболеваниям... Страдают двигательные функции, координация движений. Но что печальнее всего - страдает память и мыслительный процесс. Человека становиться порой сложно отличить от шизофреника и наблюдать течение деменции на близком - крайне тяжелое испытание.

Надо ли говорить, что причина деменции - только возраст? Нет. Помимо болезни Альцгеймера, проблем кровоснабжения головного мозга (инсульты или ишемии), причина - предшествующий образ жизни. Наверное, исходя из вышесказанного, глупо было бы упоминать, сколь опасны такие наркотики, как алкоголь и табак. Ведь результат полученного "кайфа" - смерть отдельных клеток мозга. Но это очевидные вещи. В числе неочевидных - продолжительный стресс, моральная нагрузка (тяжесть обязательств), нарушенный цикл сна и его нехватка.

Кем же нужно быть, чтобы страдать деменцией? 60-летним трейдером, торгующим с утра до ночи на огромные заемные деньги и нюхающим кокаин в обеденный перерыв? Опять- таки необязательно. Самая неочевидная причина - продолжительный пассивный образ жизни. С возрастом люди становятся все менее активны. Количество социальных связей падает. Доходы, как правило, тоже. Все это доводит до таких крайностей, что люди просыпаются и усыпают, в лучшем случае, посмотрев телевизор в этом промежутке.

Нейронные связи чем-то похожи на мышцы. Чтобы сохранить их, необходимо постоянно давать им нагрузку. Если ее нет - эти связи ослабевают и разрушаются. Чтобы вернуть человека, необходимо помимо терапии его основных заболеваний, которые в старости есть неизбежно, усиленно заниматься когнитивными функциями.

Самое важное - общение. Его должно быть много. Очень сложно быть другом человеку, у которого "распадается" личность. Он может вести себя агрессивно, грубо. Зная, что он это не со зла - пробуйте и не бросайте. Ведите себя неформально, не циклитесь на его болезни. Это первый нюанс. Второй: постарайтесь выводить его на активность в общении - провоцируйте. Например, можно спросить у старой бабушки, как ей нравиться ваша новая мини-юбка. Как у подружки. Пускай она научит вас жизни. Пробуйте сделать так, чтобы вы с бабушкой посмеялись над вашей пониженной социальной ответственностью и в конце концов, обнимите ее и признайте, что бабушка права. Это только пример, действуйте от обстоятельств, главное - провоцировать активность. Третье: если активность спровоцирована - дайте ей полностью раскрыть потенциал. Если вы спросили у бабушки, как делаются те вкусные пироги, которые вы кушали в детстве - не поленитесь, уговорите бабушку вместе с вами сходить в супермаркет (иначе вы купите совсем не те дрожжи, которые надо-вы в них ни черта не понимаете). Участливо интересуйтесь мнением, но маскируйте это неформальностью общения - не давайте человеку понять, что вы делаете это специально. Четвертое - поощряйте и провоцируйте человека на общение с другими людьми. Невзначай эаставляйте его узнавать для вас какую-то информацию, вроде- "ты пока узнай у продавца, сколько стоит мука, а я пойду сахар найду". Провоцируйте его на связь - "звонила Валя Михайловна, перезвони ей..", "..заходила Любовь Васильевна, хотела увидеться..". Если вы подходите к процессу серьезно- помещайте человека в такие места, где он будет вынужден общаться и быть активным. Не стоит, кстати, и для себя совсем уж заранее преуменьшать умственные способности у больного. Вы бы не тратили столько своих сил, если бы шансов вернуть человека совсем не было. Он вполне будет играть с вами и с вашими молодыми друзьями в "Мафию"(например), важно только убедить его (но еще прежде себя), что научиться- это десять минут, одна партия, и это совсем не тяжело.

Второе что важно-обучение. Многие в процессе лечения своего подопечного, будут стараться "вернуть старое". Может быть это не так уж и плохо, но даже это будет более продуктивным, если вы будете.. осваивать что-то новое. В чем смысл? Осваивать новый навык- это значит заставлять мозг работать активней. Это принуждает строить новые нейронные связи, пользуясь при этом старыми- неправильными, полу-разрушенными. То есть даже с учетом деменции человек осваивает новый процесс. Повторять старый навык- значит просто использовать эти старые, неправильные связи, в качестве основы- добиться результата возможно, но это отнимет очень много сил, ведь процесс будет все время "сворачивать" не туда, к чему вы ведете. Освоение нового же навыка-это еще и уловка. В процессе- мозг тренирует и старые навыки, неизбежно пользуясь ими.

Подумайте, исходя из состояния вашего подопечного и своих собственных возможностей- чему вы можете его научить? Выберите предельный для него уровень и мягко подведите больного к этому занятию. Вы можете заинтересовать его, а можете сказать прямо-мы будем этим заниматься, потому-что ты болен, когнитивные функции твоего мозга нуждаются в стимуле и я тебя не брошу, позволь мне с тобой заниматься пару часов в день. Можно научить человека рисовать, играть на клавишах или гитаре, пользоваться компьютером, вязать, вышивать, управлять дроном, быстрому счету, другому языку, технике выполнения физических упражнений, выращиванию мяты на подоконнике.., скульптурам из глины и так далее,- всему чему душе угодно... Занимайтесь обучением непрерывно, освоили один навык-переходите к новому. Это очень и очень важно, пожалуй, что это- фактически самое важное, что может быть, в процессе лечения.

Третье- физическая активность. Пожилого человека сложно на нее вывести- нужно подойти очень грамотно. Чем она важна? Физическая активность провоцирует наращивание нейронных связей "мозг-мышцы". В пожилом возрасте важна координация. Такая активность провоцирует улучшение работы сосудов, что хорошо сказывается на питании мозга... Находит правильный баланс выработка гормонов, это правильно балансирует поведение человека... Банально повышается выносливость, физические показатели... Можно инициировать занятия самому, а можно потратиться. Занятия с персональным тренером в фитнес клубе- уже не такое уж и дорогое удовольствие. Будьте уверены, на таких персональных тренировках пожилого человека не загонят давить штангу под 110 кг. С ним поработают в безопасных тренажерах на легких весах, поработают на растяжку и сделают простенькую зарядку с полу-килограммовыми гантелями. Однако эффект это будет иметь мощнейший. Ведь это одновременно и общение, и новый навык, и физическая активность.

Четвертое- эмоции. Безусловно они должны быть положительными. Дарите их. Провоцируйте на них, и организовывайте ситуации, в которых сам человек мог бы спровоцировать на них вас или кого-то еще. Все это начинается с незначительных шуток, которыми вы перебрасываетесь, бродя по дому. Простых слов. Поймите,- люди, которые по настоящему близки, прежде всего Друзья. Попробуйте сделать так, чтобы вывести подопечного на ваше привычное дружеское общение. Сленг, поведение..,- будьте таким, какой вы есть. Социальные механизмы зависимого от вас человека заставят его приспособиться к вам, и это уже будет "работой" для мозга. После- вывести на эмоции будет гораздо проще, ведь вы- лучше понимаете друг друга. Пускай пожилой дед станет для вас корешем, а старая бабушка- чикулей. Поверьте, они в тайне- сами мечтают об этом.

Что касается положительных эмоций, которые провоцирует сам человек- провоцируйте на них, реагируйте на них, поощряйте их! Например,- вместе выберите подарок для другого близкого человека и пускай больной человек подарит его от себя. Но не уменьшайте его участие в процессе-не делайте все за него. Это есть смысл. Он должен "включаться" в такие процессы. А при вашем правильном подходе, в дальнейшем-сам их инициировать.

Пятое- не забывайте про себя. Не погружайтесь в процесс с головой. Это не пойдет на пользу ни подопечному с деменцией, ни вам. Вы просто сгорите если сконцентрируйте все свое внимание на больном. Да и смысл не в постоянном контроле, а в том, чтобы вновь наступил момент.. когда он не потребуется. Поэтому- не жертвуйте повседневными делами,- либо вовлекайте человека в эти дела, либо осторожно- предоставляйте его самому себе. Чтобы в дальнейшем узнавать, -чем он был занят и обсуждать это.

Леонидов Антон, 2017, SCIENCE CAFE