Каменные богини палеолита - сегодня.

Верхний, он же поздний палеолит – наиболее суровая фаза последнего ледникового периода, известного как вюрмское оледенение. Это эпоха, когда современные люди расселялись по всей Земле. Для человечества это был тяжелый период между 40 и 12 тысячами лет назад. Современные люди – Кроманьонцы, название происходит от места раскопок – грот Кро-Маньон во Франции, с точки зрения строения почти ничем не отличались от нас. Их миграционные потоки заселят континенты, их успех в изготовлении орудий положит конец десяткам видов животных, брошенных на алтарь эволюции перед человеком разумным. А их культура положит начала цивилизациям.

Представьте себе этот суровый мир: Канада, Великобритания, Германия и Польша покрыты ледниками. Льды сковывают Сибирь, льды площадями в сотни квадратных километров есть даже в Африканских горах. Полярные пустыни редко сменяются тайгой, и лишь в экваториальной и субтропических зонах всё ещё тепло. Вымирает последняя мегафауна. Мастодонты, степные зубры, гигантопитеки, динотерии… Небольшие общины в 20-100 человек впервые в истории объединяются в поселения, создавая жилища из шкур, землянок, каменных плит. Происходит приручение собаки. Люди обладают членораздельной речью, начинает развиваться культура. Создают: вырезают и лепят фигурки людей и животных. Появляется керамика.

Именно этим временем датируется Вестоницкая Венера. Она была создана за 27 000 лет до н.э. Найденная на территории одной из стоянок в современной Чехии – она является древнейшей из известных науке керамических статуэток. Высота статуэтки – 111 мм, ширина 43. При томографическом исследовании удалось разглядеть отпечаток детской руки, оставленный при лепке. Из орудий активно используются нуклеусы – сколотый кремний. Острия из пластин. Статуэтка относится к Граветтской культуре. В это время окончательно исчезают неандертальцы и негроиды в Европе. Население Западной Европы больше не будет меняться, а перигорцы (общее понятие для граветтской культуры) соответствуют современному населению. Тёмный цвет статуэтки обусловлен цветом глины. Неизвестно была ли она выбрана специально или это случайный фактор.

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают яркими художественными образами. Сегодня большинство споров сосредоточено вокруг анатомических особенностей их фигур. Как правило, все статуэтки изготовлены в ромбовидной форме: маленькая голова и сужающиеся ноги, огромный живот, бёдра и грудь.

Ярким примером такого строения является Венера Виллендорфская, одна из самых знаменитых. Обнажённая женщина, высотой 11 см. вырезана из оолитового известняка и была покрыта красной охрой. Шедевру более 29 000 лет. Найдена она в долине Дуная - Вахау, в Австрии. Считается что это олицетворение хтонического божества – Матери-земли. В таком случае увеличенные черты должны символизировать плодородие, а охра олицетворять кровь при рождении. С другой стороны – есть круг учёных, указывающих на реальность таких черт, например при стеатопигии. Стеатопигия – тип строения, при котором преимущественное отложение жира происходит на ягодицах. Схожие статуэтки с тучными ягодичными формами найдены и в Африке, где стеатопигия более распространена.

Венеры, как правило, обезличены. Ярким исключением выступает Венера Брассеймпуйская – найденная первой. На самом деле это лишь фрагмент большей фигуры, изготовленной из кости мамонта. Названа так же по месту нахождения – пещера Брассемпуе во Франции. В компании с ней было найдено по меньшей мере ещё восемь человеческих фигурок. Это говорит о том, что художник, видимо изготавливал сразу несколько. Спокойное лицо, с выраженными бровями, глазами и носом, но без рта – смотрит на нас из 25 000 летнего прошлого.

Брянская Венера, так же изготовлена из мамонтовой кости. Возраст статуэтки составляет 23 000 лет. Найдена на стоянке Хотылево-2, где в это время так же обитали представители граветтской культуры. Это были племена охотников-собирателей, которые охотились на крупную, постепенно исчезающую под их натиском дичь: бизонов, мамонтов и диких лошадей. Венеры, безусловно, были предметами культов и обрядов, но каких именно – предмет теорий.

Многих из них изготавливали, а затем хоронили или ломали. Захоронение «Матери-Земли» в специальные ямы и принесло множество хорошего сохранившихся статуэток. Но Брянская Венера была найдена рядом с костями мамонта, окрашенных охрой и кремневыми пластинами, что исключает захоронение и оставляет место для фантазии и культов. Руководитель экспедиции, Константин Гаврилов сравнивает её с Данаей – изящная и пышнотелая дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, заключенная своим отцом в темницу из-за предсказания о смерти от рук внука. Самое известное изображение Данаи в Эрмитаже Санкт-Петербурга, авторства самого Рембранта.

Одними из самых восточных найденных статуэток являются "Мальтинские Венеры" (стоянка Мальта в Иркутской области) – датированные около 20 000 лет до н.э. Высота колеблется от 3 до 14 см. Отверстие внизу для того чтобы подвешивать на шею в качестве амулета. Примечательным является наличие одежды. Это мех, изображаемый продольными насечками, головной убор, украшения. Черты лица не выражены, ноги необычно изогнуты. Некоторые из таких статуэток сужаются к низу, по всей видимости для того, чтобы помещаться в землю и служить подобием алтарных фигур. Изготовлены из бивня мамонта.

Так же мальтинская фигурка. Всего при раскопках нашли 29 фигурок. Какие то из них сделаны грубо и в одежде, каким-то пытались придать более изящные и близкие к реальности формы. Одной из версий происхождения является версия о "духовных куколках". Это поминальные обереги, амулеты, символизирующие ушедших родственников и любимых людей.

Культы богини-матери являются весьма разнообразными в своём распространении. Со временем, они становятся более детализированными и интересными. К примеру к одной из самых поздних относится Сидящая женщина из Кетал Хойок (Турция). С пышными формами, восседающая на троне, 6000 лет назад она была частью культа, нашедшего отголоски и в более поздних культурах. Кошачьи фигуры – подлокотники, по обе стороны вероятно олицетворяют врата в мир смерти и врата в мир жизни. В ранней египетской мифологии, бог Акер (властитель восточного и западного горизонта, входа и выхода в подземный мир) – обозначался иероглифом из двух львов, сидящих спиной к спине.

Что касается более поздних фигур, к примеру статуэтка Мехргарх (место в Пакистане) – имеет все черты Венеры, но датируется периодом между 5500 и 2400 до н.э. Она явно не имеет никакого практического хозяйственного значения, составляет элемент культа или обряда, имеет сильный акцент на преувеличении сексуальных женских черт и отсутствии или слабом выражении нижних конечностей. Но сегодня принято отделять подобные Венерам статуэтки поздних периодов от схожих с ними неолитических фигур. Из-за перерыва в 10 000 лет в изготовлении таких фигур, некоторые учёные полагают смену их значения. Лично я вижу больше общих черт, чем различий.

Как и с большинством археологических артефактов, невозможно с абсолютной точностью сказать, о чем именно идёт речь. Порнографическое изображение, талисман, символ плодородия – Богиня-Мать или местные божества. Но то, что создавалось как символ фертильности – пышная, зачастую беременная женщина-богиня, вполне определенно развивается в сложные культы. Если изначально она – создатель, которая своим существованием привязана к природе: менструальные циклы связывали с лунными, рождение – подразумевало создание жизни. То, чем ближе к нашему времени – тем интересней, но смысл сохраняется.

Терракотовая статуэтка с зооморфной головой. 1300 лет до н.э. Поздняя Кипрская культура, вероятно интерпретация сирийских изображений и культов. А сирийская, или вернее шумеро-аккадская мифология интересна ещё и тем, что в её центре находится главное божество – Иштар в её рогатой тиаре. Богиня плодородия, плотской любви, войны и распри. Иштар олицетворяет планету Венеру. И здесь круг замыкается. Ведь сам термин Венеры неолита появился с лёгкой подачи Маркиза де Вибре, сравнившего одну из первых найденных статуэток с античной статуей Венеры Медицейской, или богини любви и красоты – Афродиты, которую так назвали римляне, а храм Венеры Прародительницы и по сей день стоит в Риме на форуме Цезаря.

Сама же Иштар, изображалась по-разному. В обычной ипостаси – в одежде и рогатой тиаре, иногда со стрелами за спиной. Иногда можно встретить более птичьи изображения богини – с крыльями и перьями. Её сексуальность всегда подчеркнута. У неё большая грудь и широкие бёдра. Она связана с миром мертвых. К примеру, в мифологическом сказании «Сошествие Иштар в Преисподнюю» она требует открыть врата, угрожая привратнику вывести мёртвых, которые будут есть живых. Одновременно с этим более ранние упоминания об Иштар говорят об её двойственном начале, горизонт запада и горизонт востока. Жизнь и Смерть.

И если фертильность неолита в полноте, отчасти потому что Кроманьонцы впервые начинают создавать кладовые и пресловутая женская полнота всё ещё признак достатка, то в более позднее время с увеличением числа людей, ростом общин в города, оседлостью – идеал остаётся всё тем же, хоть и по другим причинам. Приобретая воинственные или грозные обличья, зооморфные или обезличенные черты, сексуальная фертильность в выраженных чертах богинь остаётся.

Будь то богиня Атэт из древней Эфиопии, выражавшая собой плодородие и землю, или Мбаба Мвана Вареса – богиня плодородия, радуги, урожаев, дождя и пива (в общем то всего хорошего) у Зулусов, способная принимать облик животных. Или Анджеа – богиня плодородия аборигенов Австралии, у которой гостили души между перевоплощениями. Не важно о чём идёт речь, человечество на ранних этапах своего становления было очень зависимо от множества вещей. В таких условиях почитание фертильности, плодородия, охоты – выглядит естественным.

Наряду с Венерами находят фигурки животных. А в более позднее время мифология развивается, и богини становятся зооморфными. Но всегда изображению женщины мы стремились передавать максимум от своих желаний и по мере своих способностей, даже сегодня сохраняя что-то из времён давно минувших.

Ваш ScientaeVulgaris.