3520 subscribers

"Аванпост" — российский кинотрэш или годная антивоенная фантастика?

6,5k full reads

Российский научно-фантастический боевик "Аванпост" вышел на большие экраны 21 ноября (трейлер с саундтреком в конце текста).

Аванпостер.
Аванпостер.

Ранее я кратко разбирал трейлеры к фильму — Последний аванпост людей будущего в трейлере российского фантастического боевика и Осаждённая Москва и "не совсем" люди в финальном трейлере российского НФ-боевика "Аванпост".

Фильм вызвал у меня очень противоречивые чувства. Попробую поделиться мнением, избегая спойлеров.

В чём там суть?

В начале фильма нам показывают, как в недалёком будущем что-то происходит с нашей планетой — мы видим, как связь с большей частью мира пропадает. Наша страна теряет до 90% своей территории.

Нельзя не отметить, как похорошела Москва... Кадр из фильма.
Нельзя не отметить, как похорошела Москва... Кадр из фильма.

Единственное, что было зафиксировано — светлое "пятно" на территории Восточной Европы. Всё вокруг тонет во тьме.

За пределами этого "круга жизни" российские военные находят лишь мертвецов да пустые дома, магазины, больницы... Многие люди просто пропали. Кто-то или что-то истребил почти всех людей, оставаясь в тени.

Героям фильма с помощью загадочного существа предстоит выстоять в необъявленной войне, начавшейся тысячи лет назад.

Бочка дёгтя

Такое чувство, что некоторых актёров как будто заставляли играть в фильме "Аванпост" — удивительно, но даже самые опытные из них с абсолютно деревянными лицами реагировали, когда происходило что-то из ряда вон выходящее, с безжизненными голосами участвовали в обычной беседе. А кто-то вообще будто с насморком на работу пришёл.

Очень много сцен в темноте, где свет становится полноценным персонажем фильма.
Очень много сцен в темноте, где свет становится полноценным персонажем фильма.

Также, несмотря на значительный хронометраж, в фильме есть персонажи, которые, по идее, имеют для сюжета огромное значение, но появляются на три-четыре сцены (например Саша, сыграл Артём Маркарьян).

Кто-то вообще непонятно зачем добавлен в сюжет — убери этого героя и ничего не изменится. Их толкают в первые роли, давая сделать что-то значительное, хотя это мог сделать любой другой (к примеру Женя, сыграл Филипп Авдеев).

То есть при общей растянутости фильма некоторые важные герои не просто не раскрыты — они преступно пусты и бесполезны. Возможно, стоило от них избавиться, а их сюжетные функции перераспределить.

А персонаж Лукерьи Ильяшенко будто сделан из двух — то она отвязная девица, курсирующая между дорогими ресторанами и вечеринками по случаю "концу света", то вдруг оказывается в числе медиков, помогающих солдатам на аванпосте. Как она там оказалась и почему ранее, познакомившись с военным, никаким образом это не показала?

Вообще бэкграунд у персонажей фильма проработан топорно, будто на скорую руку: этому мы добавим одну сцену с больной матерью, этой — одну сцену с больной сестрой, этому — с жёстким отцом и рассказом о погибшем брате. Кому-то этого будет достаточно, кому-то — нет. Однако мне кажется, иногда вообще лучше оставить персонажа без предыстории, чем с такой "дежурной" версией.

Кроме того, мне кажется, стоило главный сюжетный поворот не объяснять на словах практически в середине фильма, а подержать до финала.

Пожалуйста, не убирай воротник! Кадр из фильма.
Пожалуйста, не убирай воротник! Кадр из фильма.

А помните загадочного персонажа в плаще с высоким воротником? Это действительно ключевая фигура для сюжета. Однако попробуйте удержаться и не заржать, когда он этот воротник опустит! Одного не могу понять — как? как могли утвердить такой облик персонажа? Этого фильму никогда не простят.

Что понравилось

Живые люди

Повторюсь, общее впечатление от актёрской игры в фильме "Аванпост" у меня негативное... если бы не Пётр Фёдоров!

Удивительно, но его персонаж самый интересный, он вызывает противоречивые эмоции, и не знаешь, как к нему относиться. Его герой Юра эдакий человек войны, солдат, чья жизнь обретает смысл только в бою. Был приятно удивлён ролью, с которой актёр справился.

Также мне понравился один из военных — Касаткин, который сперва поругался с журналисткой, а после разбудил её ночью, чтобы извиниться. Сцена, не влияющая на основной сюжет, получилась максимально убедительной, а страх в глазах, мимике, речи героя — неподдельным. Очень круто сыграл.

Бездомный, пинающий голопроектор - киберпанк, который мы заслужили! Кадр из фильма.
Бездомный, пинающий голопроектор - киберпанк, который мы заслужили! Кадр из фильма.

Образ будущего и визуальные отсылки

Ещё хочется похвалить картинку.

Помимо неплохих спецэффектов, мне хочется отметить несколько завораживающих кадров с классной симметрией, игрой с контрастным светом (вход на корабль из показанной ранее сцены, параллельные лазеры целеуказателей, направленные во тьму леса перед ночной атакой, "салют" из сигнальных ракетниц над аванпостом и проч.).

Кроме того, создатели фильма наполнили "Аванпост" разнообразными оммажами и "пасхалками".

В нём полно мелких деталей, которые отсылают и к "Бегущему по лезвию" (голографическая реклама на панораме города, танцующая голопроекция девушки в переходе и проч.), и к "Чужому"/"Прометею" того же Ридли Скотта (появление корабля и его внутреннее строение), и к любопытным трендам в научно-технической сфере (например, один из военных дронов ужасно похож на мемных четвероногих роботов Boston Dynamics). Даже отсылку к "Иванову детству" Андрея Тарковского вставили.

Вообще мелочей, визуально влияющих на восприятие фильма, много, это "Аванпосту", как мне кажется, действительно удалось.

В фильме на разных граффити делается акцент. Кадр из фильма.
В фильме на разных граффити делается акцент. Кадр из фильма.

Культ войны

Общая тактикульность вооружения российских солдат просто зашкаливает.

Не знаю, насколько убедительными будут кадры для специалистов, но на фоне общей картинки условного будущего мне не резали глаза ни шестиугольные шашечки на брониках военных, ни самонаводящиеся турели на БТР, ни усеянные обвесами матово-чёрные "калаши". Да и опирались дизайнеры фильма, по крайней мере во внешнем облике солдат, на реальные прототипы для российской армии.

Собственно, та часть, которая отвечает за "боевик", сделана, как мне кажется, достойно — стрельба, взрывы, общая динамика. Сцена перестрелки, снятая одним дублем без видимых склеек, всё так же хороша (я рассказывал о ней ранее, можно посмотреть здесь).

Есть ещё отличная сцена, где герой Фёдорова достаёт нож и буквально кромсает им врагов — снято сочно.

Музыка

Также хочу похвалить музыкальное сопровождение.

Местами это эмбиент, сливающийся с сиренами и вторящий звукам выстрелов и взрывов (музыка войны, если угодно), местами — жирная электронщина, тематически, на мой вкус, очень подходящая картине пусть и не далёкого, но будущего.

А написанная специально для фильма песня fine Майка Шиноды, одного из основателей Linkin Park, удачно подошла к титрам.

Отечественный антивоенный боевик

Повторюсь, у меня противоречивые впечатления от фильма.

Момент был эпичный, понравилось. Кадр из фильма.
Момент был эпичный, понравилось. Кадр из фильма.

Мне очень понравился антимилитаристский посыл режиссёра, который не постеснялся показать его на самых разных уровнях.

Это и герои, живущие войной или самоутверждающиеся с её помощью. Это и общий настрой и идея о том, что тяга к насилию заложена в сущность человека. Это и развитие во время войн, в том числе религиозных. Фильм также полон жестоких сцен военного времени. Ну и венчает картину открытый финал, в котором зритель может надеяться, что герои с оружием в руках усвоили уроки.

Кроме того, я ожидал, скажем так, что это фильм для основной аудитории ТВ-3, однако в рамках сай-фая главный сюжетный поворот, построенный на конспирологической теории, становится интересным и также работает на раскрытие основной темы картины.

Сериальные хвосты

Сперва был задуман сериал, затем дилогия, а после — один полнометражный фильм на 2,5 часа. И "лишние" персонажи, урезанный бэкграунд героев и проч., как мне кажется, являются следствием перемонтирования сериала в полный метр.

Позднее сообщалось, что "Аванпост" также покажут в виде сериала с шестью эпизодами по 45-50 минут. Возможно, тогда у ряда героев будет более убедительная мотивация, не исходящая из одной единственной сцены, а персонажи типа Саши и Жени получат оправдание их присутствия в сценарии.

Посмотрим.

Какой силой должно обладать оружие, способное на такие разрушения? Кадр из фильма.
Какой силой должно обладать оружие, способное на такие разрушения? Кадр из фильма.

Будет много крови

Кто-то ругает фильм за обилие кровищи и откровенный трэш. Особенно это чувствуется в финале, когда количество убитых на одну минуту достигает каких-то невероятных чисел и от этого начинаешь уже уставать. Но по словам режиссёра Егора Баранова, создатели фильма намеренно решили добавить "брутализма" и обещали "много крови".

Я совру, если скажу, что фильм мне не понравился. Однако признаю, что он понравится далеко не всем — тут есть определённая вкусовщина. Да и обилие огрехов (интернет не забудет и не простит персонажа с воротником) не даёт поставить фильму высокую оценку.

"Аванпост" я ещё пересмотрю, скорее всего, гляну и сериал — может быть, моя оценка изменится.

Это тот случай, как мне кажется, когда каждому придётся составить собственное мнение о картине, не доверяя рецензиям из интернета. И стоит ожидать, что мнения будут сильно отличаться. Если что, я вас предупредил.

7,5 конспирологических сюжетных поворотов из 10 за отличную операторскую работу и хорошо представленный антивоенный посыл.

P.S. Информацию о производстве я черпал из интервью режиссёра DTF и "Миру фантастики".

Посмотревшие "Аванпост" тут? Что думаете?

Ставьте "лайк"и подписывайтесь — это помогает в развитии канала, а ведь дальше будет ещё интереснее!
Если не хотите пропускать новые тексты, подписывайтесь на Telegram-канал "Сай-фай ревью.