"Взаимозависимость" Скальци — когда мало "космо" и много "оперы", но всё ещё хорошо

717 full reads
1,8k story viewsUnique page visitors
717 read the story to the endThat's 38% of the total page views
1,5 minute — average reading time

"Взаимозависимость" — фантастическая трилогия американского писателя Джона Скальци.

Фантаст представил крушение цивилизации далёкого будущего в собственном ключе — с политическими интригами, заговорами, специфическим юмором и нюансами космической логистики.

Трилогия "Взаимозависимость" на русском.
Трилогия "Взаимозависимость" на русском.
Трилогия "Взаимозависимость" на русском.

Ставьте "лайк" и подписывайтесь — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше интересного!

Взаимозависимость

Первый роман цикла, "Крушение империи" (2017), представляет заглавную Взаимозависимость — тысячелетнюю империю, состоящую из нескольких десятков планетных систем, объединённых Потоком.

Поток — ключевое понятие трилогии. Так называется сеть космических "магистралей", позволяющих путешествовать из системы в систему со сверхсветовой скоростью. Благодаря Потоку во Взаимозависимости широко развита торговля, так как уровень автономности практически всех жилых миров крайне низок: все зависят друг от друга, отсюда и название.

Торговля же сосредоточена в руках могущественных домов, обладающих монополией на те или иные товары и услуги. Во главе же Взаимозависимости стоит дом Ву, возглавляемый имперо.

Со вступления в должность нового имперо и начинается первый роман. Молодая Грейланд Вторая становится объектом нескольких покушений и попыток расшатать ситуацию во Взаимозависимости после неудачи одного из домов в объединении с Ву.

Но на горизонте маячит куда более опасная проблема. Ведь течения Потока не менялись сотни лет, были хорошо изучены местными физиками и до поры до времени считались стабильными космическими образованиями.

Однако череда инцидентов и исследования одного из учёных, годами собиравшего информацию, свидетельствуют о том, что известные течения Потока вскоре перестанут существовать. Это грозит полному крушению Взаимозависимости и медленной и мучительной гибелью миров, которые останутся без ресурсов и средств к существованию.

Фрагмент арта с обложки второй книги серии от художника под ником Sparth (https://www.artstation.com/sparth).
Фрагмент арта с обложки второй книги серии от художника под ником Sparth (https://www.artstation.com/sparth).
Фрагмент арта с обложки второй книги серии от художника под ником Sparth (https://www.artstation.com/sparth).

Романы "Всепоглощающий огонь" (2018) и "Разорванное пространство" (2020) продолжают сюжет первой книги, подводя к развязке историю с течениями Потока и построенной с их помощью Взаимозависимости.

Космополитика

Как можно понять из заголовка статьи, я счёл, что в космоопере Скальци о "Взаимозависимости" недостаточно самого космоса и космического антуража. Причём сюжетная часть про изменения течений Потока мне понравилась, но сама по себе она ничего не стоит, если космос как таковой в книгах практически не затрагивается.

Стоит отметить, что некоторое внимание космическим кораблям в книгах уделяется. Но это стерильные, ничем не примечательные и не отличающиеся от обычных помещений "летающие здания". Из любопытных находок — так называемые "пресс-поля", то есть технология, которую используют на кораблях и станциях Взаимозависимости для создания искусственной гравитации.

То есть в книгах есть космические корабли, есть, возможно, несколько запоминающихся сцен, но мне всё равно было мало. На фоне всего этого разительно много мне показалось околополитических дискуссий: персонажи почти всегда обсуждают государственные дела, заговоры против имперо, заключают союзы, предают или только планируют предательство и проч.

Я думаю, автор того и добивался, однако, как мне кажется, если бы действие разворачивалось не в космоопере, а в фэнтези-сеттинге, где космический Поток заменили на магический ветер, космос — на море-океан, то принципиально ничего бы не изменилось.

К чему я пишу это. Дело вкуса, безусловно, не всё ж полёты в космосе живописать. Однако я заострил на этом внимание только для того, чтобы уберечь читателя от покупки книги, если он так или иначе рассчитывает на космические приключения. По крайней мере, именно так я и представляю космооперу — на первом месте фантастический космос, корабли и полёты на них, а также новые удивительные миры.

Наверное, можно считать трилогию политической фантастикой в сеттинге далёкого будущего или типо того, которая даже если и не берётся глубоко исследовать какие-то социальные феномены, но на примере истории персонажей демонстрирует нешуточные интриги, затрагивающие жизни миллиардов (пусть и вымышленных) жителей обширной космической империи.

Если кратко резюмировать, то я бы посоветовал эти книги в первую очередь тем, кто любит и ценит подобные истории: с подковёрными играми, грязной борьбой за власть, неожиданными ударами заточенной ложкой в спину, отравленными кубками и проч. На мой взгляд, тут Скальци поработал на отлично.

Фрагмент арта с обложки третьей книги серии от художника под ником Sparth (https://www.artstation.com/sparth).
Фрагмент арта с обложки третьей книги серии от художника под ником Sparth (https://www.artstation.com/sparth).
Фрагмент арта с обложки третьей книги серии от художника под ником Sparth (https://www.artstation.com/sparth).

Что касается финала, то на фоне неплохого окончания первой книги и интригующего поворота ближе к концу второй завершение всей истории показалось мне скомканным и слабым, пусть и более-менее логичным.

Думаешь, шутки шучу?

Несмотря на серьёзность темы, на многочисленные сюжетные повороты, когда автор бессовестно, жестоко и иногда действительно неожиданно расправляется с персонажами, стоит отметить своеобразный юмор, которым пропитана трилогия.

В книгах Скальци много скабрёзных шуток, кроме того, автор не стесняется делать даже ключевых персонажей грубыми или жестокими. Некоторые же ситуации, пропитанные сюром, мне показались действительно забавными. Да и диалоги, на мой взгляд, сильнейшая из сторон Скальци — на словесной пикировке, остроумных замечаниях, намёках и угрозах и держится "Взаимозависимость".

Стоит отметить откровенность некоторых сцен, а также прогрессивные взгляды автора на отношения, роль женщин в обществе и проч. Предупреждаю, что книга всё-таки предназначена для аудитории постарше, причём некоторые вещи могут быть восприняты негативно нашим читателем (а то потом предъявят в комментариях).

Что касается издания книг на русском, то нам повезло: получили от "Азубки" трилогию с атмосферными оригинальными обложками от Sparth — художника, работающего, в том числе, над серией Halo. Да и сами книги изданы отлично, в суперобложке, отпечатаны хорошо, приятно держать в руках и читать (информация для тех, кому крайне важно качество издания в бумаге).

А вот по 👉 этой ссылке можно прочесть вступление к первой книге и купить, если понравится, в электронном варианте.

В общем и целом, трилогия оставила смешанные чувства: понравились отдельные вещи, понимаю, что точно найдутся те, кто заслуженно полюбит "Взаимозависимость", однако не уверен, что вскоре буду перечитывать.

К слову о юморе Скальци: ранее я писал отзыв на роман "Люди в красном" ("Краснорубашечники"), который, несмотря на мой слабый интерес к юмористической фантастике, мне очень понравился.