86 591 subscriber

Советские космические разработки, которыми пользуются США, но не Россия

14k full reads

Довольно часто можно услышать, что космический челнок «Буран» разрабатывался СССР по образу и подобию американского «Шаттла». Здесь процесс запутан и достоин отдельной публикации. Технические разведки обеих стран очень хорошо работали, так что, скажем так, все друг у друга подсматривали.

А вот, о чём знают далеко не все, так это о том, что программы по разработке беспилотных ракетопланов и в СССР, и в США были запущены ещё с конца 1950-х годов.

Так, с 1957 года началась разработка американского пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, ответом на который стала советская авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из орбитального самолёта, запускаемого по технологии «воздушный старт» в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

Советский Миг-105.11 (слева) и американский X-20 Dyna-Soar (справа).
Советский Миг-105.11 (слева) и американский X-20 Dyna-Soar (справа).

Разработки СССР получились более удачными. Система «Спираль» переросла в советские космические спутники типа БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан). Всего было создано 5 модификаций таких аппаратов, из которых нас интересует БОР-4.

3-го июня 1982 года с космодрома Капустин Яр был запущен второй аппарат из этой серии (первый, БОР-4с, по сути, был макетом). Аппарат совершил 1,3 витка и упал в индийском океане недалеко от Австралии, ВВС которой успели только сфотографировать объект.

1. Носовой теплозащитный обтекатель из жаропрочного «углерод-углеродного» композитного материала «Гравимол».
2. Электрохимический источник тока (аккумулятор).
3. Топливный бак для газореактивных ЖРД с компонентами топлива азотный тетраксид + несимметричный диметилгидразин.
4. Парашютная система спасения.
5. Блоки автономной бортовой системы управления (и навигации).
6. Блоки радиотелеметрической системы.
7. Научная аппаратура.
8. Силовой привод поворотных консолей крыла.
9. Поворотные (складывающиеся) консоли крыла.
10. Хвостовой стабилизатор (киль).
11. Два блока (по два ЖРД) двигателей газореактивной системы для управления по крену.
12. Центральных блок из четырех газореактивных ЖРД для управления по тангажу и рысканью.
13. Хвостовой силовой шпангоут, по которому аппарат крепится к последней ступени ракеты-носителя.
© Андрей Маханько.
1. Носовой теплозащитный обтекатель из жаропрочного «углерод-углеродного» композитного материала «Гравимол». 2. Электрохимический источник тока (аккумулятор). 3. Топливный бак для газореактивных ЖРД с компонентами топлива азотный тетраксид + несимметричный диметилгидразин. 4. Парашютная система спасения. 5. Блоки автономной бортовой системы управления (и навигации). 6. Блоки радиотелеметрической системы. 7. Научная аппаратура. 8. Силовой привод поворотных консолей крыла. 9. Поворотные (складывающиеся) консоли крыла. 10. Хвостовой стабилизатор (киль). 11. Два блока (по два ЖРД) двигателей газореактивной системы для управления по крену. 12. Центральных блок из четырех газореактивных ЖРД для управления по тангажу и рысканью. 13. Хвостовой силовой шпангоут, по которому аппарат крепится к последней ступени ракеты-носителя. © Андрей Маханько.

Интересно тут вот что. С одной стороны, аппараты серии БОР являлись начальным этапом программы по созданию «Бурана» (пятые БОРы были уменьшенной в 8 раз его копией), но с другой — суборбитальный самолёт Virgin Galactiс, к примеру, на котором Брэнсон недавно поднялся на 83 километра представляет собой, по сути, помесь американского X-20 и советской «Спирали».

«Шаттлы» получили продолжение в виде X-37, которые неслабо так беспокоят наше военное ведомство. Но вот, что совсем уж, как говорится, ни в какие ворота — взгляните на Dream Chaser, запуск которого запланирован на 2022 год.

Dream Chaser (слева) и X37B (справа). © Sierra Nevada Corporation & Boeing.
Dream Chaser (слева) и X37B (справа). © Sierra Nevada Corporation & Boeing.

В 2005 году Марк Сиранджело, CEO компании SpaceDev (подразделение Sierra Nevada Corporation), в которой и разрабатывается этот аппарат, приезжал в Россию, чтобы встретиться с тремя из пяти русских инженеров, работавших по программе БОР-4. Именно в этом году был отменён российский проект «Клиппер», который должен был стать логичным продолжением советских разработок.

Как же так выходит, что американцы пользуются и своими, и советскими наработками, создавая новые космические аппараты, в то время как у нас проекты либо сворачиваются, либо постоянно сдвигаются всё дальше, устаревая в итоге на этапе проектирования?

Вы только вдумайтесь, 133 успешных запуска «Шаттлов», X-37B, способные годами находиться на орбите, неся ракетное, лазерное и иное вооружение, маневрировать, охотясь за космическими аппаратами противника и наносить удары по целям на поверхности Земли, а ещё и Dream Chaser на подходе. Можно, конечно, продолжать гордиться тем, что «мы были первыми», но в космос на гордости не полетишь, согласитесь.

1. Запись трансляции первого туристического суборбитального полёта.

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.