Как лучших эльфов во всей фэнтези придумала коммерческая корпорация

17 June 2020
Отсюда: http://blog.spenitt.com/acej/spring-eladrin-5e.html - одна из эльфийских рас, пытающаяся вернуться к "истокам".
Отсюда: http://blog.spenitt.com/acej/spring-eladrin-5e.html - одна из эльфийских рас, пытающаяся вернуться к "истокам".

Конечно, это звучит почти кощунственно. Я сам в ужасе от того, что мне сейчас придётся сказать.

Но я считаю, что эльфы, описанные в "Расах Фаэруна" (приложении к правилам для настольной игры D&D), - одни из лучших эльфов в фэнтези в принципе. Да, это странно звучит - разве может быть, что величественных, таинственных и необычных существ могла хорошо изобразить частная компания "Волшебников с побережья"? Может ли вообще быть, что эльфы показаны не в песнях и легендах, а сухим языком справочников и хроник?

Но да, я считаю, что так и есть.

Я не буду говорить о придуманных разновидностях эльфов Фаэруна или о системе языков. Мне кажтеся, это вторично. Когда мы читаем фэнтези, нас интересует не то, что мы и так всё время видим в реальном мире (иностранные языки и приспособление к окружающей среде), а возможность познакомиться с необычной, сказочной, легендарной расой, живущей по своим правилам поведения.
И именно это растолковывают нам выпущенные "Волшебниками с побережья" мануалы.

Во-первых, им удалось логично объяснить модель поведения эльфов. Действительно, в обычном фэнтези трудно понять, почему эльфы, будучи бессмертными, так себя ведут. Если они просто не умирают от болезней и старости, но могут быть ранены и умирают после этого как люди (например, эльфы Тэда Уильямса) - то им бы следовало пореже вступать в бой и посильнее заботиться о своей безопасности. А если они возврождаются раз за разом - как у Толкина, - то они могли бы быть и посмелее.

На мой взгляд, из этого есть только три логичных выхода: отказать эльфам в обычном мышлении, отказать эльфам в бессмертии и вечной юности (как сделал Тэрри Брукс) или поменять паттерн их поведения. Но в мире Фаэруна всё иначе. Дело в том, что эльфы этой вселенной в буквальном смысле живут воспоминаниями. Они не спят (привет Профессору), но в своих грёзах раз за разом переживают самые яркие впечатления своей жизни. В отличие от людей, эльфы не могут смаковать вскус жизни, если им не хватает адреналина, и именно это толкает их на приключения, несмотря на возможность утратить вечную жизнь.

Что касается возрождения эльфов, то они могут вернуться после смерти, но это сопряжено с таким трудом и издержками, что большинство эльфов вовсе не собираются умирать.

Как лучших эльфов во всей фэнтези придумала коммерческая корпорация

Традиционная идея эльфов, живущих в тайных, зачарованных местах, за завесами и в скрытых городах, в случае с Фаэруном воплощена в идее мифаля - могущественного магического поля, создающего вокруг себя "эльфийскую реальность". Опять же, мысль стандартная - "эльфы в укромных местах" живут и у Толкина, и у Уильямса, и даже у Перумова, но здесь под это подведено обоснование: мифали - это создатели комфортной для эльфов магической среды.

Довольно продуман и пантеон эльфов. Мысль о том, что эльфы происходят от крови собственных богов, красиво замкнута с идеей об их циклических перерождениях, образуя и непривычную, и логичную схему. Сама история эльфов как скитальцев в мире Фаэруна (Ториле) образует изысканную и печальную повесть, в которой рефреном звучит главная тема эльфов - "угасающая красота".

Словом, на мой взгляд, всё получилось очень удачно. Почему же так? Думаю, потому, что "Волшебники побережья" попытались придать стандартному образу эльфов не оригинальность (за исключением дроу, о которых я здесь не собираюсь говорить), а глубину. В отличие от большинства писателей, им не требовалось создавать что-то неповторимое - напротив, они руководствовались стандартным представлением об эльфах. Но они делали расу для настольной ролевой игры, и потому им важно было объяснить логику поступков этих существ, чтобы игроки могли ей следовать. Поэтому "Волшебники" продумали черты эльфов и объяснили их историю, логику поведения и быта. У них не было сюжета, но были мозги, время и несколько попыток (5 изданий правил)... ну, и в конце концов, у них получилось неплохо, я считаю.
А вы что думаете?