Даёшь 100% российский Суперджет! Уже почти реально

27k full reads
34k story viewsUnique page visitors
27k read the story to the endThat's 79% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Я часто слышал тезис о том, что Суперджет угробил Российский авиапром. И я сейчас говорю не про рыдания по Ту-334 - рыдают те, кто тезис слышали, но ничего не поняли.

Я про тех кто понимает. Да, среди специалистов тоже были те, кто так говорил. Но имели ввиду они, конечно, не мёртворожденный Ту-334, а более глубокую проблему.

У нашего авиапрома было 2 пути - быстрый и медленный.

Мы выбрали "быстрый", но за это пришлось расплачиваться низкой локализацией - основные компоненты лайнера были импортными. И даже не потому, что сами не могли сделать аналоги, вовсе нет. Проблема была их сертифицировать - мы хотели не просто сделать самолет - мы хотели догнать Запад по развитию авиационной промышленности, в первую очередь по организации, стандартам работы и производства.

При всем уважении к советскому заделу - но то что нам досталось, да еще и будучи здорово потрепанным 90-ми, очень сильно отставало от мирового уровня. Не буду вдаваться в детали, но просто как пример: когда Snecma договорилась с НПО "Сатурн" разместить там заказы на производство лопаток двигателя СFM-56, то сначала пришлось привести производство в Рыбинске к международным стандартам, и это заняло несколько лет.

Кстати, это одна из причин того, поему производство Российской части двигателя SaM-148 было размещено именно в Рыбинске - по сути это единственное на тот момент производство, продукцию которого можно было бы сертифицировать по нормам EASA.

Поэтому использовать в Суперджете российские компоненты, даже те что уже были на тот момент (стойки шасси, ВСУ, систему кондиционирования) было невозможно - иначе самолет невозможно было бы сертифицировать в Европе.

Был еще "медленный" путь. Надо было сначала привести промышленность к мировым стандартам, потом разработать необходимые агрегаты, и потом сделать самолет.

Так вот, возвращаясь к тезису про "Суперджет убил Российский авиапром", грамотные люди опасались того, что раз мы выбрали быстрый путь, то значит нет никакого смысла и стимула приводить нашу промышленность к этим самым миром стандартам. А раз так, то эта промышленность будет и дальше умирать и деградировать.

Кстати, эти люди вполне могли бы оказаться правыми. Эта опасность действительно была. Но, к счастью, в 2014 году против России были введены санкции.

И что мы видим сегодня? А вот что:

ВСУ не только разработана и произведена в России, но даже сертифицирована по нормам EASA в 2018 году. Я напоминаю, контроллеры EASA интересуются не только самим агрегатом, но и выезжают на производство, и смотрят в каких условиях и по каким стандартам производится агрегат.

ВСУ ТА18-100. НПП «Аэросила» (г. Ступино) . Фото автора
ВСУ ТА18-100. НПП «Аэросила» (г. Ступино) . Фото автора
ВСУ ТА18-100. НПП «Аэросила» (г. Ступино) . Фото автора

В России компанией "Технодинамика" разработаны стойки для Суперджета.

Стойка шасси "Технодинамика" для гражданских проектов "Сухого". Фото автора.
Стойка шасси "Технодинамика" для гражданских проектов "Сухого". Фото автора.
Стойка шасси "Технодинамика" для гражданских проектов "Сухого". Фото автора.

Ну и главное - уже на серьезном этапе находятся работы по созданию двигателя ПД-8, и учитывая, что его старший брат ПД-14 почти завершил сертификацию, то совершенно очевидно, что и ПД-8 будет одобрен EASA.

Газогенератор ПД-8. Фото автора.
Газогенератор ПД-8. Фото автора.
Газогенератор ПД-8. Фото автора.

Так что да, опасность была, но, к счастью, мрачные прогнозы не сработали. Получается, что "быстрый" путь был выбран верно - мы и самолет производим, и агрегаты для него параллельно создаем на самом высоком уровне.

Обратите внимание на мой репортаж из Новосибирска: Сделано в Сибири: увидел как делают надёжную и крепкую обувь

Напоминаю, проект теперь есть и в Instagram: @sdelanounas.ru, подписывайтесь, там публикуется то, что не публикуется здесь.

И лайкнуть не забудьте :)