Дорого ли нам обошлась разработка Суперджета? Сравниваем с зарубежными проектами.

27 June 2019

По различным оценкам разработка самолета Сухой Суперджет 100 стоила России от 20 до 60 млрд рублей. Разница возникает потому, что считать можно по разному, например, можно учитывать разработку двигателя SaM146, которая стоила 25 млрд (включая модернизацию НПО Сатурн, строительство испытательных стендов, о чем я писал недавно здесь), а можно не учитывать. Можно считать стоимость строительства производства в Комсомольске-на-Амуре, а можно не считать, ведь к стоимости самого самолета это не имеет отношения.

Но интересно другое, а много ли это, или мало? Что бы это понять, нужно просто сравнить с зарубежными проектами по созданию лайнеров. Мне стало интересно сравнить, и после небольшого поиска, я нашел вот такую интересную табличку.

Москва, 07.10.2013 Алексей Хазбиев. «Эксперт» №40 (870). Таблица из этой статьи https://expert.ru/expert/2013/40/vozdushnoe-ralli/
Москва, 07.10.2013 Алексей Хазбиев. «Эксперт» №40 (870). Таблица из этой статьи https://expert.ru/expert/2013/40/vozdushnoe-ralli/

И что мы там видим? Согласно этой таблице стоимость создания Суперджет 100 оценивается в 1.8 млрд долларов, понятно что курс берется старый, и в рублях это 57,6 млрд. руб. Думаю эта оценка очень завышена. Но давайте сравним с конкурентами?

Если говорить о новых самолетах, то меньше чем Суперджет стоил только MRJ - всего $1.55 млрд. но на момент 2013 года самолет еще разрабатывался, да впрочем и на сегодняшний момент его разработка не закончена, так что эта сумма давно уже значительно выросла. И, надо сказать, Японцы не тратились на разработку двигателей, ровно как и никто другой. Только Суперджет имеет свой двигатель.

Другой аналог Суперджета, китайский COMAC ARJ-21 обошелся народу Китая в 8.. нет в ВОСЕМЬ миллиардов долларов! И на тот момент он так же еще не прошел всех испытаний. Два других прямых конкурента Сухого - Бразильский Эмбраер E-Jets и Канадский Бомбардье C-Series обошлись в 2.1 и почти 4 млрд долларов соответственно. Без двигателей! Широкофюзеляжники я даже брать в пример не хочу, там суммы совсем несопоставимы.

Но давайте посмотрим на стоимость модернизации некоторых самолетов. Только одна модернизация Эмбраер E-Jets обошлась бразильцам почти как вся программа Супердджета!

Даже Аэрбас модернизировал свой бестселлер A320 до уровня neo куда дешевле, всего 1.3 млрд.

Но больше всего отличился Боинг. Модернизация 737-го до уровня MAX обошлась в 3 млрд! Печальные итоги этой модернизации мы все знаем...

Ну и да, программа создания нашего МС-21 обошлась в 5.5 млрд долларов, в сравнении с остальными, и с учетом того, что тут опять потратились на создание своего двигателя, бюджет проекта вполне вменяемый. Китайский аналог C919 обошелся почти в 10 млрд.

Все познается в сравнении. И крики про то, что Суперджет съел кучу денег, не имеют под собой никаких оснований кроме эмоций. На самом деле этот проект обошелся нам очень дешево.