Сделано в Сибири: увидел как делают надёжную и крепкую обувь

27k full reads
36k story viewsUnique page visitors
27k read the story to the endThat's 74% of the total page views
2 minutes — average reading time

Сибирь в народе всегда ассоциировалась с чем-то основательным, крепким и добротным. Сибиряк — этакий добродушный здоровяк, надёжный и крепкий, но справедливый — рубаха-парень из народа. И, конечно, с сибирским здоровьем, закалённый жизнью в суровом климате — со слабым здоровьем здесь не выжить. В Сибири вообще всё должно быть таким — крепким и надёжным. Потому что суровый край не терпит компромиссов: что если стена дома пойдёт трещинами в минус 50, что если мост не выдержит снега и рухнет, что если друг сдрейфит посреди зимней тайги?

Суровая природа этих мест годами шлифует людей, заставляя всё делать на совесть. Поэтому, когда меня пригласили в Новосибирск на одну из крупнейших в России обувных фабрик — сомнений не было — я увижу, как делают качественную, надёжную и крепкую обувь. В Сибири иначе не умеют.

Основное производство фабрики «Обувь России» находится недалеко от Новосибирска, в городе Бердске. Мощность фабрики — более миллиона пар обуви в год. Обувь разная, от повседневной городской обуви до очень прочной туристической.

Один из производственных участков фабрики «Обувь России»
Один из производственных участков фабрики «Обувь России»
Один из производственных участков фабрики «Обувь России»

Впрочем, сделать здесь могут любую обувь, на заводе более 500 единиц самого разного оборудования, поэтому технологических ограничений нет. Ассортимент выпускаемой обуви определяется лишь экономикой. Широчайшие технологические возможности позволяют выполнять любые заказы сторонних заказчиков — госкорпораций и крупных торговых сетей.

Но основа ассортимента и гордость компании — свои собственные бренды: S-TEP, Pioneer of Arctic travel и all.go. В них отражаются три основных направления производства:

S-TEP — стильная и качественная повседневная обувь

Pioneer of Arctic travel — мощная и надёжная обувь для суровых условий эксплуатации

all.go — лёгкая и удобная обувь из EVA.

Кстати, насчёт обуви из EVA. Скажу честно — когда мне сказали, что там делают обувь из EVA, я подумал: «вот об этом точно писать не буду, что в этом может быть интересного»? Казалось, о ней вообще ничего не скажешь. Все вы видели россыпи шлёпанцев и сапог в любом гипермаркете: дешевая, практичная, но скучная обувь. Её покупаешь лишь из утилитарных соображений, она недорогая и её не жалко выбросить.

Но только если речь не идёт о продукции фабрики «Обувь России».

В 2020 году фабрика заключила лицензионное соглашение с известной американской кинокомпанией Universal. По соглашению с американцами, дизайнеры фабрики разработали пять линеек обуви с символикой «Миньонов», идёт работа над тематикой «Парка Юрского периода», «Троллей» и др. И получилось здорово! Это тот редкий случай когда обувь из EVA будет жалко выбрасывать :)

Стенд показывающий работу дизайнеров над проектом с Universal
Стенд показывающий работу дизайнеров над проектом с Universal
Стенд показывающий работу дизайнеров над проектом с Universal

В этот проект с Universal было вложено много сил. Дело в том, что американцы абы кому права на использование их интеллектуальной собственности не дают. Думаете, заплатил денег и делай что хочешь? Нет, для начала студия организовала серьёзный аудит производства. Да, им важно не только что в итоге получается, но даже как и где делают продукцию с их символикой: а вдруг там грязное производство, уничтожающее природу, или тяжёлые условия труда. «Обувь России» с честью выдержала аудит.

Обувь из EVA делают на таких машинах. Производство максимально автоматизировано.
Обувь из EVA делают на таких машинах. Производство максимально автоматизировано.
Обувь из EVA делают на таких машинах. Производство максимально автоматизировано.

За работой дизайнеров американцы тоже следят, так что это от начала до конца совместная работа — и очень интересный и полезный опыт. В итоге моё представление об обуви из EVA перевернулось — оказалось она может быть стильной, а в её создание может быть вложено много сил, времени и творчества.

Уже скоро «Миньоны» появятся на полках магазинов и электронных торговых площадок, таких как Wildberries и Ozon. Детям эта милая обувь точно должна понравиться!

Вот такая весёлая обувь получается
Вот такая весёлая обувь получается
Вот такая весёлая обувь получается

Или вот ещё — сапоги из EVA для Арктики. Вы серьёзно? В соседний лес за грибами, или на рыбалку загород - я понимаю. Но Арктика!

В таких сапогах и правда можно решиться на самые опасные приключения. Но и для обычной рыбалки они подойдут.
В таких сапогах и правда можно решиться на самые опасные приключения. Но и для обычной рыбалки они подойдут.
В таких сапогах и правда можно решиться на самые опасные приключения. Но и для обычной рыбалки они подойдут.

Оказывается, материал EVA может быть разным, и технологи компании «Обувь России» подобрали такую рецептуру, что обувь получается очень прочной, надёжной и не боится низких температур. Притом что остаётся лёгкой и эластичной. Это переворот сознания какой-то.

На этом фоне рассказывать об обычной обуви уже как-то скучно. Ну обувь как обувь, симпатичная, качественная, крепкая, что ещё о ней сказать?

Ах да, тут тоже есть своя "фишка". Как обычно крепят подошву? Пришивают или приклеивают. Самые ответственные производители — сначала приклеивают, а потом ещё и прошивают. А покупатель в магазине смотрит прошита ли подошва, желательно чтобы двойной строчкой!

Так вот, в случае с обувью S-tep это не работает, потому что здесь используют литьевую технологию прилива подошвы. Материал подошвы полиуретан соединяется с верхом обуви на молекулярном уровне, по сути, становясь её частью. Молекулы полиуретана проникают в материал обуви, делая ботинок единым целым: оторвать подошву просто невозможно физически - только вместе с частью верха.

Эту машину тут называют "обувной коллайдер". Это литьевой агрегат карусельного типа. Именно на нем делают прилив подошвы.
Эту машину тут называют "обувной коллайдер". Это литьевой агрегат карусельного типа. Именно на нем делают прилив подошвы.
Эту машину тут называют "обувной коллайдер". Это литьевой агрегат карусельного типа. Именно на нем делают прилив подошвы.
Это специальная стелька, в неё проникает полиуретан подошвы, становясь с обувью единым целым
Это специальная стелька, в неё проникает полиуретан подошвы, становясь с обувью единым целым
Это специальная стелька, в неё проникает полиуретан подошвы, становясь с обувью единым целым
Вот так получается в итоге. Лишний полиуретан потом удалят, а подошва уже никогда не расстанется с верхом
Вот так получается в итоге. Лишний полиуретан потом удалят, а подошва уже никогда не расстанется с верхом
Вот так получается в итоге. Лишний полиуретан потом удалят, а подошва уже никогда не расстанется с верхом

Это ещё означает, что обувь, если где-то и промокнет, то точно не в месте соединения подошвы и верха. Поэтому при покупке обуви S-tep не нужно контролировать прошита ли подошва — крепче чем есть уже не будет.

Обувь s-tep выглядит очень надежной, цельной, сбитой.
Обувь s-tep выглядит очень надежной, цельной, сбитой.
Обувь s-tep выглядит очень надежной, цельной, сбитой.

Производство обуви традиционно относится к лёгкой промышленности, но когда смотришь на разнообразие оборудования и количество технологических операций, то понимаешь — не такая уж она и лёгкая. Каждая модель обуви состоит из 30-40 деталей, а цикл разработки от дизайна до полки магазина длится полтора года. Каждый ботинок проходит через множество операций, его касаются десятки рук, в основном женских. И хотя фабрика максимально автоматизирована, но полностью переложить производство обуви на машины невозможно. Поэтому каждый ботинок — это чуточку ручная работа. А раз так, то и место производства имеет значение, и, возможно, совсем неплохо то, что это место — Сибирь.

Напоминаю, проект теперь есть и в Instagram: @sdelanounas.ru, подписывайтесь, там публикуется то, что не публикуется здесь.

Обратите внимание на статью: Катастрофа в Роскосмосе снова откладывается: Двигатели модуля «Наука» работают. Но поволноваться пришлось

И лайкнуть не забудьте :)