154 955 subscribers

В России создают гибридную силовую установку для авиации

10k full reads
17k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 60% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ). Причём разговоры эти начались не на пустом месте, а на фоне успешных испытаний новейшего вертолётного двигателя ВК-650В. Его демонстратор сейчас проходит испытания, причём эти испытания проходят, ожидаемо успешно.

ВК-650В - фото автора.
ВК-650В - фото автора.

Я уже писал об этом, процитирую себя же:

Эту силовую установку планируют использовать в вертолётах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели. К тому же есть планы по созданию на базе ВК-650В гибридной силовой установки для перспективных летательных аппаратов.
Ка-226Т - одна из машин, для которых создают ВК-650В. Фото автора.
Ка-226Т - одна из машин, для которых создают ВК-650В. Фото автора.

Я здесь скромно упомянул про гибрид, а в комментариях меня попросили рассказать о нём подробнее. К счастью, в "ОДК-Климов" замдиректора программы по перспективным двигателям Михаил Шемет очень подробно обо всем рассказал.

Предварительная 3D модель ЛА на базе ГСУ. Фото автора.
Предварительная 3D модель ЛА на базе ГСУ. Фото автора.

Демонстратор ГСУ будет готов к середине 2023 года. В её основе, в качестве привода, будет использован ВК-650В, который к тому моменту уже должен быть серийным. Испытания закончатся в начале 2024 года.

Вы, вероятно, помните, что макет гибридной силовой установки был показан на МАКСе. А теперь нам продемонстрирован главный компонент ГСУ - двигатель ВК-650В - теперь концепт обретает вполне реальные очертания.

Концепция, можно сказать, классическая. ВК-650В является приводом генератора, который совместно с аккумуляторами через преобразующую и управляющую электронику крутят электродвигатели.

Разработка будет идти в 2 этапа. В середине 2022 года, то есть уже через полгода, будет создан первый демонстратор, но там вместо ВК-650В будет использован турбостартер ВК-100.

Турбостартер ВК-100 на испытательном стенде. Фото автора.
Турбостартер ВК-100 на испытательном стенде. Фото автора.

Сейчас работы по ГСУ находятся на стадии выпуска конструкторской документации.

Ну и главный вопрос - а зачем?

Климовцы смотрят в будущее, горизонт планирования - 2035 год. Это не значит, что применение ГСУ найдёт так нескоро, это значит, что динамику роста рынка посчитали аж до 2035 года, включая рынок перспективных, не существующих сейчас ЛА. И это не какая-то фантастика. Это вполне нормальные прикладные расчёты применения ЛА с гибридными установками в логистике и перевозке пассажиров. Причём учитываются и программы развития региональных перевозок, и, конечно, будущее использование БПЛА для перевозки грузов.

Важно, что ГСУ позволяют достаточно легко создавать новые архитектуры ЛА, например, вертикального взлёта и посадки. Для перевозки пассажиров в труднодоступных местах такие аппараты вообще идеальны, ведь им не нужна ВПП, они экономичнее вертолётов, и, к тому же, безопаснее.

И ещё раз, хочу заострить на этом внимание: если вы считаете, что речь в статье о каких-то несбыточных мечтах, то вы просто недостаточно тщательно следили за мировыми тенденциями. То, что делают сейчас в "ОДК-Климов" это полностью в рамках мирового тренда на беспилотную авиацию, которая войдёт в нашу жизнь уже буквально до 2030 года, и станет её неотъемлемой частью, как когда-то стал автомобиль, самолёт, вертолёт.

Гибридная схема даёт не только перспективы экологичности, и это, наверное, и не самое главное. Важнее то, что такая схема даёт гибкость для конструктора. Он может выбирать оптимальные режимы работы газотурбинной части, тем самым повышая экономичность и снижая шум. Он может менять компоновку аппарата, ведь практически исчезают всяческие сложные трансмиссии, а энергия передаётся по проводам. Можно легко менять развесовку аппарата, все это позволит создавать новые формы ЛА, для различных применений.

И знаете, я ведь ещё после МАКС 2021 писал, а теперь так вообще просто почти физически ощущают, что мы стоим на пороге очередной смены технологического уклада. То, о чём говорил фантасты, теперь уже вот тут, рядом, рукой подать.

Впору достать томик Айзека Азимова, смахнуть с него пыль, и освежить в памяти 3 закона робототехники. Скоро точно пригодятся.

И заходите на наш сайт "Сделано у нас" - там хороших новостей гораздо больше!

Подписаться и лайкнуть не забудьте. И статью не пропустите: Двигатель ТВ7-117СТ: Ждут выводов комиссии, но производство не останавливают, очень впечатляет!