Очередной законотворческий фейк - теперь от Миронова

<100 full reads
162 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 45% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Честно говоря, вся эта бесконечная чехарда законопроектов вокруг школьного образования уже порядком поднадоела. Каждая высокопоставленная фигура пытается сделать себе политический, да и финансовый капитал на "радении" о правах детей на общее образование. И всё это, якобы, из благих намерений повысить качество и доступность обучения, повысить общий образовательный уровень выпускников школ, двинуть Россию по пути прогресса, и бла-бла-бла, и бла-бла-бла, и бла-бла-бла. Миронов Сергей Михайлович и его банда партия "Справедливая Россия" уже отметились в рвении покритиковать работников просвещения от министра до учителей, наверное руки чешутся самим попробовать учительского труда. Об этом, кстати, на канале были опубликованы материалы: "Истерия вокруг дистанционного обучения - политики включились в коронавирусный флешмоб", "От министра требуют признать свой провал, а зачем? Никакого провала не было".

И вот теперь и фракция "Справедливой России" во главе с Мироновым С.М. вступила в соревнование "Кто отметится самым бессмысленным законопроектом". 23 июня 2020 года, прямо после годовщины начала Великой Отечественной войны и накануне парада Победы и выходного дня в нижнюю палату Федерального Собрания поступил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Что же планируется изменить и какие на то приводятся основания? Основания самые, казалось бы, веские: снижение общего уровня подготовки выпускников за последние десять лет (почему десять? ЕГЭ с 2006 года проводится практически по всей стране по восьми предметам); "проходные" баллы по ЕГЭ снижаются и в целом экзамен упрощается (это скорее подходит для ОГЭ, а вот для ЕГЭ эта информация скорее неверна, для обществознания и истории уж точно неверна); учащиеся все силы прилагают на освоение 2-3 предметов, а на остальные "забивают" (не факт, что если ЕГЭ заменить экзаменами по 2-3предметам картина будет другая); российские школьники всё хуже и хуже выступают на международных олимпиадах (если судить по новостям, то всё с точностью до наоборот - всё лучше и лучше). Так что, при ближайшем рассмотрении как-то и вескость этих оснований становится сомнительной.

Что предполагается изменить

Что же законопроект предполагает изменить? В пояснительной записке сразу берут быка за рога: итоговую аттестацию ЕГЭ отменить и восстановить государственный выпускной экзамен (ГВЭ); единый экзамен по русскому языку и математике сделать добровольным. Ну, конечно, при этом существенно усложнив итоговую аттестацию по математике дабы мотивация учащихся повысилась. К обязательным экзаменам по русскому языку и математике вернуться только через два года. Ура!!! Теперь, когда экзамены будут необязательными грамотность и образованность выпускников поползёт, нет, полетит вверх! А уж как повысится их мотивация к учёбе! Звучит, правда, всё это абсурдно. Не повысит это общую грамотность и образованность, а понизит. Кстати, небрежность к терминологии - это уже устойчивое качество депутатов Государственной Думы: ГВЭ - этот тот же ЕГЭ, только без права поступать в вузы, потому и проще. И кому нужен этот "возврат к ГВЭ"? Но это лишь пояснительная записка, а что же в самом законопроекте?

Если по пунктам, то картина следующая (изменения в ст. 59 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"):

  • государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) больше не будут создаваться региональными департаментами, комитетами и управлениями образования, а также Рособрнадзором - это если экзамен будет проходить за границами РФ;
  • государственные экзаменационные комиссии будут создаваться в соответствии с порядком проведении государственной итоговой аттестации по программам основного и среднего общего образования - если проще, то в программах,прошедших государственную аккредитацию, должно быть записано в каком порядке и проводится итоговый государственный экзамен - только как при этом будет соблюдаться единство системы образования по всей стране? По мысли авторов законопроекта в течение 20 дней как закон вступит в силу, Правительство РФ должно разработать и принять все необходимые документы.
  • часть о контроль-измерительных материалах (КИМ) - "комплектов заданий стандартизированной формы", порядок работы с которыми от их создания до хранения результатов их решения устанавливался всё тем же Рособрнадзором, отменяется;
  • обеспечивать проведение выпускных экзаменов должны сами образовательные организации - школы и т.п.; в какой же форме? - в форме ГВЭ, хотя это вовсе и не форма аттестации (пояснение выше); ну для русского языка в пояснительной записке предлагается сочинение, а для математики - контрольная работа (видимо, письменная);
  • пункт о том, что государственная итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ видоизменяется в пункт о том, что государственная итоговая аттестация проводится в форме ГВЭ;
  • само собой, что методическое обеспечение подготовки и проведения выпускных экзаменов передаётся от Рособрнадзора к Министерству просвещения;
ну и в заключение (изменения в ч. 1 ст. 70 того же закона): "Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования".

И по последнему пункту, видимо, надежда на те же решающие 20 дней Правительства.

Почему же всё-таки "фейк"?

Отмену ЕГЭ давно и с упорством ждёт общественность - так может показаться, хотя к ЕГЭ давно уже привыкли, если только не принимать во внимание всю эту клоунаду с режимом безопасности: металлоискатели, видеокамеры, запреты и ограничения как на закрытом режимном объекте. Тот, кто сможет добиться отмены ЕГЭ, вполне может надеяться на популярность и успех. И при этом есть весьма позитивные моменты: если законопроект пройдёт, то в существовании Рособрнадзора больше не будет необходимости - надзорные функции вполне способны выполнять органы прокуратуры и региональных правительств и администраций. Должны исчезнуть и многочисленные региональные клоны Рособрнадзора. С ними же должны уйти в небытие и разработчики всех уровней типа Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и иже с ними. Исчезнуть должен и институт экспертов ОГЭ-ЕГЭ. Ну и, само собой, должно быть свёрнуто производство всего айтишного продукта по обеспечению современной государственной итоговой аттестации (ГИА). Здорово! На самом деле, здорово! Сколько же государственных денег высвободится! Хотя, и безработных несколько прибавится. Ну и учителям не стоит спешить с радостью об уничтожении ненавистного ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ: в качестве специалистов-репетиторов, столь незаменимых для поступления на бюджетные места в заветные вузы, они теперь будут совершенно не нужны. То есть от слова "совсем". Два года по замыслу должно уйти на то, чтобы новый (или старый?) порядок утвердился. А эти два года кого будет выпускать школа? Да и вовсе не факт, что качество образования возрастёт после замены ЕГЭ другими формами аттестации. К тому же ничего, кроме благих намерений авторы законопроекта взамен толком и не предлагают. Государственная итоговая аттестация имеет шанс стать в десятки раз дешевле, но кто же позволит ликвидировать столь доходный бизнес, именуемый ЕГЭ?

Вот потому при всей своей прелести (как в современном, так и в древнем значении этого слова) законопроект вряд ли проходной, а потому и есть фейк - так, пошуметь, напомнить о себе, рейтинги поднять.

И традиционное: заходите, читайте, смотрите, комментируйте, ставьте like, если понравилось, подписывайтесь на канал.