Школьная дезадаптация — дисгармония в развитии ребенка

С началом школьного обучения и переходом от условий воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях качественно меняется образ жизни и требования к адаптации ребенка в иной атмосфере школьного обучения. Это предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка, его физическим, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Школьная дезадаптация может стать серьезной проблемой.

Причины и факторы риска

Попробуем выделить детей особой «группы риска» по формированию школьной дезадаптации:

  • снижение интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу;
  • неорганизованность;
  • медлительность;
  • раздражительность;
  • трудности в общении со сверстниками;
  • неуверенность в себе;
  • невнимательность;
  • ухудшение успеваемости;
  • конфликтность и агрессивность.

В настоящее время рассматривается три основных типа проявления школьной дезадаптации:

  • неуспеваемость в обучении по программе;
  • постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению в целом, либо к отдельным предметам;
  • систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде.

Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации детей ученые считают возрастную незрелость отдельных психических функций и их дисгармоничное развитие, приводящее к нарушению формирования навыков письма, чтения, счета. Как правило, в анамнезе развития у таких детей имеются такие нарушения в формировании устной речи, как дислексия, дисграфия.

Большое значение в школьной дезадаптации учеными придается внутрисемейным отношениям, воспитанию ребенка в неполной семье, недостаточной материальной обеспеченности, неблагополучным бытовым условиям.

Важными предрасполагающими факторами, ведущими к школьной дезадаптации, являются межличностные особенности детей:

  • тревожно-мнительные черты характера;
  • склонность к страхам;
  • повышенная заторможенность;
  • демонстративное поведение.

Школьная дезадаптация может быть связана с заболеванием!

У некоторых детей школьная дезадаптация связана с неврологическими заболеваниями, последствиями травм головного мозга, перенесенной нейроинфекцией, головными болями, снижением слуха или зрения и т. д.

У 37% детей-первоклассников обнаруживались умственная отсталость, нарушения в формировании личности, которые требовали лечения и динамического наблюдения врача-психиатра, психолога, невролога, логопеда.

Лечение и профилактика

Лечение детей в школьной дезадаптации включает в себя медикаментозные препараты, симптоматическое лечение, массажи, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, водные процедуры, санаторно-курортное лечение.

Профилактика школьной дезадаптации включает в себя занятия танцами, плаванием, посещение спортивных секций, командные виды игр, способствующие развитию центральной нервной системы, ее пластичности и стимулирующие ее резервные возможности.