К реконструкции основного мифа культа Лукашенко

268 full reads
647 story viewsUnique page visitors
268 read the story to the endThat's 41% of the total page views
7,5 minutes — average reading time

О том, что Беларусь оказалась во власти тоталитарного политического культа мы уже писали. Авторы Телеграмм-канала “Мая Краіна Беларусь” обосновывают схожий ввод, опираясь на признаки тоталитарного культа, предложенные в книге профессора Александра Дворкина “Сектоведение. Тоталитарные секты”:

“Пройдемся по настоящим признакам тоталитарных сект:

1. Лидер (гуруизм). В политическом культе вместо Бога выступает некий идеал. В нашем случае у него даже определенное название есть: “Батька”. Не товарищ Сталин, конечно, но всё-таки уже что-то. Последователи, соответственно, характеризуют себя термином “яБатька”. Батька в их глазах непогрешим, и Он – единственный, Кто Сможет (подставить нужное).

2. Организация. Под организацией в данном случае подразумевается “один громящий кулак с железной дисциплиной”. Ангажированность всех ветвей власти, давление на персонал предприятий, больниц и школ, особенно на почве несогласия с идеологией, как и сама по себе идеология, кстати, которую можно вынести в отдельный признак – всё это говорит само за себя.

3. Метод. Это непостижимый и уникальный способ, который позволяет, в данном случае, Батьке – Смочь, и ключи познания от которого есть только у Него. Смочь, в данном случае – построить уникальную беларусскую политическую и экономическую модель, “свой, уникальный путь”, которая приведет к абсолютному счастью, защитит от всех врагов сразу, и управлять которой может только Он.

4. Обманная вербовка (эзотерический разрыв). Этот хитрый термин подразумевает вербовку через обман. Наглядно её можно понять, если вспомнить методы адептов “Кирби” и таких же организаций, имеющих признаки коммерческих (экономических) культов. То есть, обещание золотых гор сразу. В нашем случае это слащавая ложь по БТ, возвеличивание диктатора, лозунги с пролукашенковского митинга, которые ведут к неспособности зомбированных “ябатек” признать тот факт, что они многие годы имели ошибочное представление о ситуации в стране, слепо поддавшись убеждениям пропаганды” .

Как и любой культ, политический культ Лукашенко характеризуется наличием собственной мифологии. В этой статье мы попробуем реконструировать основной миф Лукашизма. При этом термин “миф” мы используем в феноменологическом определении, которое раскрыто в публикации “Миф не выдумка , а…

Основные персонажи

К реконструкции основного мифа культа Лукашенко

БАТЬКА (КРЕПКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК) — мифологическая проекция Александра Лукашенко. Мессианский персонаж: идеальный правитель и спаситель белорусского народа, ниспосланный вышними силами. Даже среди других возможных правителей он единственный в своём роде — в этом “помазании свыше”¹:

“Я скажу одну вещь, которую вы должны запомнить: президентами не становятся, президентами рождаются. После меня точно будет президент, точно. Но не думай, что все они будут рожденными” . (Реплика “Батьки” на встрече со студентами БГУ)

В интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону в августе 2020 года Батька также подтвердил теологему о том, что президентами не становятся, а рождаются. И даже назвал главное чудесное качество, делающее помазанного от рождения достойным президентства: президент имеет мистическую связь с народом, особым образом чувствует его.

По всей видимости это магическое качество даёт Батьке возможность принимать решения от имени народа, распоряжаться народной судьбой единолично и помимо формальных электоральных процедур.

В Лукашизме Батька занимает тоже место, которое занимают в языческих пантеонах верховные боги, вытеснившие собой из живых культовых отношений Творца. Тот, кого монотеистические религии считают единственным истинным Богом в языческой мифологии обыкновенно в какой-то момент по тем или иным причинам перестаёт заниматься судьбами человеческими. Поэтому люди в своих нуждах обращаются к тварным духам-богам, которые занимаются непосредственным управлением Мирозданием. В религиоведении отошедший от дел изначальный Творец получил название “праздный Бог” — лат.: deus otiosus . “Превращение Небесного Бога-Властелина в deus otiosus – явление почти повсеместное”, — пишет крупный религиовед 20 столетия Мирча Элиаде².

Во время селекторного совещания в августе 2004 года между Батькой и тогдашним главой Брестского облисполкома Константином Сумаром произошёл показательный диалог :

Сумар : Я не хотел бы с Богом спорить, уважаемый Александр Григорьевич. Вы же видите, какая погода.

Батька : Я же не Бог.

Сумар : Вы немного выше!”

Позже, пытаясь сгладить впечатление от этой реплики, Сумар журналистам пояснил :

“Фразу эту утрировали. Я имел в виду, что Александр Григорьевич ближе как человек, с которым можно встречаться, решать задачи” .

Другими словами, когда монотеистический Бог недоступен (deus otiosus ), его функции по решению проблем культистов в некотором роде занимает Батька. Реплика Сумара в контексте жалоб на погоду появилась не на пустом месте. Его предшественнику Владимиру Заломаю в 1996 году Батька говорил :

“Ты три раза жаловался мне на засуху. Я тебе дал дождь!”

Если последовательный адепт Лукашизма параллельно соотносит себя с традиционным христианством и вдруг становится перед выбором между христианской нравственностью, между исполнением заповедей Божиих или распоряжением Батьки (прямым или опосредованным), то он выбирает послушание Батьке, так как непосредственная жизнь его зависит от Батьки, а христианский Бог-Творец в этой культовой мифологии, как мы уже сказали, — deus otiosus .

НАРОДЕЦ — собирательный мифологический персонаж, олицетворяющий ту часть белорусского общества, которая признаёт мессианство Батьки и спасение которого составляет мессианское служение Батьки. В лукашистской мифологии Народец это некая неразумная (за исключением признания Батьки) масса, не способная к самоорганизации и самостоятельной конструктивной, созидательной деятельности. Без организующих и направляющих усилий Батьки обязательно переходит под власть деструктивных сил хаоса. Народец также склонен недооценивать своего Батьку, проявлять временами неблагодарность и недостаточное доверие к нему. Всё беды Народца проистекают именно из-за непослушания Батьке.

“На сегодняшний день, если в целом по году взять, то мы пока, наверно, миллионов на 150-200, я точно не помню, купили больше валюты, чем продали. Но в последние месяцы, я смотрю, наш народец побежал в обменные пункты. Ну, бегите. Бегите! Будет спрос на валюту большой – будет обесцениваться белорусский рубль со всеми вытекающими последствиями. Не будет спроса – будет спокойная ситуация на рынке. Это я говорю уже во второй раз за последний месяц. Мы уже научены горьким опытом. Еще раз подчеркиваю: ваша судьба в этом плане в ваших руках” .

Не смотря на такую “плохость”, Батька продолжает заботиться о Народце, потому что другого у него нет .

“Мы не можем сказать, что люди — плохие. Может, они и плохие! Но другого у нас народа нет” .

В целом Народец живёт скотскими потребностями. Так что формальное отсутствие войны и возможность покушать вполне достаточны, чтобы быть благодарными Батьке за благополучие на земле. Поэтому, например, зарплата для главного инженера в строительстве в районе 400 долларов уже блажь³ неблагодарных и зажравшихся, а автомобиль у рядового представителя Народца — роскошь, а не средство передвижения.

Исключение составляют привилегированные представители Народца, такие как “апостолы”-чиновники, “красаўцы”-“аласторы” и нек. др., которые отчасти разделяют борьбу Батьки с хтоническими силами хаоса и в благодарность заслуживают больше материальных ресурсов.

ЗМАГАРЫ — собирательный образ автохтонных персонажей, представляющих в Беларуси мировую хтоническую силу Хаоса. Состав их неоднороден: от “проституток”, “алкоголиков”, “безработных”, “криминальных элементов” до “зажравшихся буржуйчиков”, “яйцеголовых”, “грантоедов” и “соросят”. Это способные к оборотничеству злые бесы-искусители: они предстают в образе представителей Народца, чтобы побудить настоящий Народец разувериться в мессианстве Батьки и стать проводниками воли мирового Хаоса. А воля его в противлении всему доброму и созидательному (которое связано только с Батькой) и в уничтожении Беларуси.

Иногда Змагары представлены в образе одержимых духами Хаоса представителей Народца. В этих случаях есть надежда на успех экзорцизма⁴. В остальных случаях Змагары должны быть изгнаны с “Клочка Земли” либо уничтожены.

Всё доброе в Беларуси связано с поклонением Батьке и исполнением воли его. Всё дурное — с противлением Батьке и его воле.

Центральный сюжет Лукашистского мифа

Гобелен века. Художник Александр Кищенко.
Гобелен века. Художник Александр Кищенко.
Гобелен века. Художник Александр Кищенко.

Некогда, в мифические 90-ые⁵, развалилась империя сил Плодородия и Порядка. В результате “Клочок Земли” (мифологическая проекция Беларуси), на котором живёт Народец, оказался порабощен хтоническими силами Хаоса. Для Беларуси наступило время апокалиптического бедствия — время бесчисленных беспросветных страданий Народца. Белорусы ходили голые и голодные.

“Страна развалилась. И мы, окровавленный обрубок этой страны (я это хорошо помню), остались не только без золотого запаса… Пустые полки, людям нечего было есть, нечего надеть. Поставленная за пределы страны продукция и полученные оттуда бумажки, которые в сутки превратились в пыль… По прославленной дороге Москва – Брест до Берлина нельзя было проехать. Бандиты, прежде всего с Востока, останавливали автомобили от Смоленска до Бреста, расстреливали людей, отбирали все, что везли…” (Источник )

“В середине 90-х она (Беларусь — ред.) валялась в грязи, о нее вытирали ноги. Равно как и о вас — тех, кто носил погоны. Многие из вас этот период помнят. И я не хочу, чтобы Беларусь вернулась к тому времени. Поэтому никто кинуть в грязь власть, как они требуют, не посмеет” (Источник )

“Они не помнят Беларусь, из которой мы выходили с вами в лаптях и без штанов в середине 90-х. Они не помнят этих талонов, не помнят, что мы не могли купить бутылку какого-то молока. Они не помнят, что у нас на трое суток в Минске муки хватало, чтобы испечь хлеб” .

“Муки для выпечки хлеба оставалось всего на два-три дня, а продовольственные товары в магазинах распределялись по талонам”

“В начале девяностых наши граждане мало что могли себе позволить — попросту говоря, не было денег… тогда без руля и ветрил Беларусь стремительно катилась в неизвестность”. (Источник )

Это было время тирании демонов криминала и бандитизма:

“Тем временем страна катилась в пропасть, а народ оказался на грани выживания. Я уже приводил пример: банды орудовали от Москвы до границы с польской республикой, обирая всех. Чуть дороже автомобиль – останавливали, выкидывали, кто сопротивлялся – расстреливали и сбрасывали под откос! Мне с этой трибуны и стыдно, и страшно вспоминать, как мы воевали против этих бандитов! Но мы их за полгода вычистили с дороги! 32 банды в городе-герое Минске! … Вы хотите в 90-ые?! Вы этого хотите?!Чтобы страну поделили на сектора и собирали дань?! И носили по вертикали”. (Источник )

Вся страна, вся власть была коррумпирована силами Хаоса. И только помазанный свыше от рождения Мессия-Батька в решающий момент встал на защиту Народца, противостоя мировому Злу на отдельно взятом “Клочке Земли”. Именно он (вместе с несколькими верными соратниками, действующими его силой и волей) защитил Народец от бандитской тирании.

“…32 банды, и когда я потребовал положить мне список на стол бандитов и зачистить их как Жуков в Одессе, у наших генералов не нашлось списков! И только молодые парни с КГБ и МВД, учитывая, что я тогда возглавлял комиссию парламентскую по борьбе с коррупцией, принесли мне этот список. И мы за полгода очистили Минск от банды!” (Источник )

Он также обул, одел и накормил Народец.

С тех пор Батька — единственная сила, защищающая Народец от реванша мировых хтонических сил. Силы эти динамичны. Они то бряцают гусеницами НАТОвских танков у Западных границ “Клочка Земли”, то засылают с Востока 33 злокозненных духа, чтобы лишить Батьку власти. И только Батька, благодаря мистическому врождённому “президентству” знает с какой стороны границы и когда союзники и партнёры, а с какой и когда враги. Поэтому только он способен держать уникальный баланс между Востоком и Западом, благодаря которому сохраняется “Клочок Земли”, а Народец ходит в штанах и имеет на столе хлеб.

Лукашистский миф основан на языческой цикличной модели времени⁶: цикл “нападение—спасение” вечен.

“Я уже не единожды говорил о том, что спокойной жизни у нас не будет. Она может быть спокойной, может быть более острая ситуация, но абсолютного покоя в стране никогда не будет. Потому что уж очень хочется разным силам, прежде всего извне, накалить здесь обстановку” . (Источник )

С юмором, но метко экранизировали миф авторы видоролика “Крепкий Хозяйственник”.

_______

¹ “Мессия” с еврейского переводится как “помазанник”. Название произошло от иудейского обычая в знак благословения Божия помазывать елеем (растительным маслом) людей, при поставлении на особые служения: царское, священническое, пророческое.

² Элиаде М., История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации.

³ Для сравнения в Польше зарплаты инженеров в строительстве составляют более 8 000 злотых, т. е. более 2 000 долларов США.

⁴ Жестокое обращение при задержании и содержании в заключении оправдано целями экзорцизма. Видео с “раскаивающимися” Змагарами средство подтверждения мифа об одержимости и действенности экзорцизма.

⁵ Не путайте с историческими 90-ми годами прошлого столетия! Сюжетная линия мифа не совпадает с историческими реалиями ни хронологически, ни в причинно-следственной взаимосвязи между как бы параллельными фактами.

⁶ Христианская модель времени линейна: мировая история заканчивается Армагеддоном, Страшным судом и непреходящим “невечерним днём Господним”.