Секретный соавтор Александра Дюма, о котором все забыли

701 full read
1,1k story viewsUnique page visitors
701 read the story to the endThat's 62% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Дюма тут слева, если вы вдруг не знали
Дюма тут слева, если вы вдруг не знали
Дюма тут слева, если вы вдруг не знали

Имя Александра Дюма известно многим, но далеко не все знают, что на протяжении многих лет у него был соавтор, и весьма непростой.

«Другой Дюма» — фильм о соавторстве, соперничестве и борьбе.

Двадцатилетний Дюма, только-только перебравшись в Париж, дал себе клятву стать успешным драматургом. Во времена, когда единственным источником информации были газеты, журналы и книги, — то есть, печатное слово — стать писателем означало стать властителем дум. В полном смысле.

У юноши, приехавшего с севера страны, не было ни денег, ни связей, ни даже приличного образования; единственное, чем он обладал в полной мере — это красивым почерком, благодаря которому он и получил хорошую должность в канцелярии герцога Орлеанского.

Один из новых знакомых Александра составил для него список необходимой литературы, и начинающий драматург стал жадно пополнять свое образование.

За год до этого в Лицее Карла Великого начал обучение наш сегодняшний герой — Огюст Маке, старший из восьми детей богатого фабриканта. Юноша, пронизанный романтическими настроениями, пошел наперекор воле своего влиятельного отца и твердо решил стать самым известным писателем — ни много ни мало — всей Франции.

Огюст Маке
Огюст Маке
Огюст Маке

У Дюма родился сын, и молодой отец был вынужден судорожно искать возможности подзаработать — за два месяца он написал свою первую историческую пьесу «Генрих III и его двор»; после первой же читки в театре труппа единогласно решила ставить ее вне очереди; это был триумф Дюма. Огюст Маке к тому времени написал уже пять пьес, и ни одна из них не была принята к постановке.

Дюма начал выпускать пьесу за пьесой; конкурирующие театры не успевали ставить их. Конечно, драмы и комедии, принесшие ему славу, не отличались художественным совершенством, но захватывали зрителя с первого до последнего акта; также преуспевающий драматург не брезговал прописывать эффектные реплики под занавес, а историческая фактура нередко приносилась в жертву эмоциональному накалу.

Фамилия Дюма на афише означала большие сборы, в то время как Маке, обладающий блестящим образованием и вхожий ни в один парижский писательский клуб, прозябал в безвестности и нищете. Фабрика, доставшаяся по наследству одному из его младших братьев, процветала, а сам Огюст в своем дневнике не раз перебирал различные способы уйти из жизни. Но в один день ситуация резко изменилась.

Директор театра, накануне в очередной раз отказавший Маке в постановке его недоработанной пьесы «Карнавальный вечер», предложил показать ее Дюма, имевшему репутацию драматурга, способного исправить любое неудачное произведение. Александр за сутки переписал пьесу, дав ей новое название — «Батильда», и ее приняли к постановке.

Александр Дюма-отец в молодости
Александр Дюма-отец в молодости
Александр Дюма-отец в молодости

На премьере два драматурга встретились лично, и Дюма, остро нуждавшийся в помощнике для увеличения писательских оборотов, предложил Маке сотрудничество. Это стало началом их многолетнего творческого союза.

Огюст показал Дюма наброски своих исторических романов. Александр нашел их перспективными, так как в те годы во Франции только-только зарождалась мода на изучение истории своей страны, и два автора, объединенные в союз, могли задать тренд на приключенческую литературу с фоном из реальных событий прошлого.

Маке стал стремительно богатеть, в том числе за счет своего, прямо скажем, более талантливого и именитого партнера. Третьим их совместным романом стали «Три мушкетера».

Следующая работа соавторов — «Граф Монте-Кристо», настоящий литературный хит того времени, позволивший Дюма не только достроить старый дом, но и возвести новый — трехэтажное шато, которое он назвал просто и незатейливо — Монте-Кристо.

Принято считать, что в соавторстве с Маке было написано как минимум 18 романов, среди которых присутствуют самые известные произведения Дюма: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Черный тюльпан», «Женская война», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Ожерелье королевы».

Александр Дюма-отец, последние годы
Александр Дюма-отец, последние годы
Александр Дюма-отец, последние годы

В начале Дюма был не против подписывать совместные произведения двойной фамилией — «Дюма-Маке» — но газетчик, зашибавший огромные деньги на имени Дюма, публикуя романы по главам с продолжением, поставил условие: автор должен быть указан один. Так как Александр был более узнаваем и известен, все авторство отошло к нему.

Сразу же после публикации романа «Граф Монте-Кристо» в печати начали выходить сатирические памфлеты, высмеивающие новообразованную «Фабрику романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“»; Дюма начал длительные судебные тяжбы с автором клеветнических статей, а затем попросил Маке написать письмо, в котором тот отказывался бы от авторства всех совместно написанных романов; Маке выполнил просьбу.

Время шло. Маке переселился в собственный замок, который, как сам любил говорить, «выиграл своим пером». У Дюма начались финансовые проблемы, ему даже пришлось бежать от кредиторов в Брюссель и закладывать Монте-Кристо. Тогда-то Маке и решил нанести свой удар.

Огюст Маке, фото в суде
Огюст Маке, фото в суде
Огюст Маке, фото в суде

Он подал в суд на Дюма, требуя признания своего авторства над всеми произведениями своего бывшего друга, а также денежную компенсацию. На трех судах, проведенных один за другим, Маке уверял, что:

  • Он первым открыл «Мемуары господина д'Артаньяна», составлявшие историческую основу романа «Три мушкетера»; однако, согласно формуляру марсельской библиотеки в 1843 году, именно Дюма получил эту книгу.
  • Письмо с отказом от авторских прав было «вырвано у него силой», что не было никак подтверждено.
  • Дюма стабильно ему недоплачивал, хотя Маке, по его словам, выполнял всю самую важную работу, что тоже было не доказано.

Чтобы подтвердить, что именно он является автором «Трех мушкетеров», Огюст Маке опубликовал свою версию главы о смерти Миледи, но, как утверждают эксперты, доказал обратное:

Все лучшее в этой сцене, все, что придает ей колорит и жизненность, исходит от Дюма.
Памятник Дюма в Париже
Памятник Дюма в Париже
Памятник Дюма в Париже

Маке проиграл все суды до единого. Друзья Дюма пытались помирить бывших соавторов, но безуспешно.

Вообще, лично мне кажется, что у Огюста были не все дома. До встречи с Дюма он был никому не нужным драматургом, и только благодаря таланту, упорству и работоспособности Александра он смог не просто зацепиться за жизнь, но и очень хорошо заработать.

Маке пережил своего спасителя на 18 лет, и ни до встречи с Дюма, ни после его смерти не написал ни одного произведения, по художественной силе равного «Трем мушкетерам» и «Графу Монте-Кристо».

Огюст умер в собственном замке, а Дюма в небольшом домике, оставив своим детям огромное количество долгов.

Маке был не настолько талантлив, он запросто мог умереть в безвестности, он проиграл все суды, его имя вымарано из памяти читателей, но он победил в жизни, он был более рациональным. А может, просто более удачливым — он ведь встретил Дюма. И тот ему помог.

А память... Ну что ж, для того и существует мой канал: чтобы вспоминать.

Секретный соавтор Александра Дюма, о котором все забыли

Читайте также: