Забытый гений. Советский папа «Звездных войн»

595 full reads
907 story viewsUnique page visitors
595 read the story to the endThat's 66% of the total page views
5 minutes — average reading time
Съемки фильма «Дорога к звездам», 1957 год
Съемки фильма «Дорога к звездам», 1957 год
Съемки фильма «Дорога к звездам», 1957 год

✴️В Голливуде до сих пор используют его наработки, а на родине о талантливом режиссере просто-напросто забыли. Каким человеком был крестный отец «Звездных войн»? Сейчас расскажу.

Начну немного издалека:
Начну немного издалека:
Начну немного издалека:

🏆В 1986 году американский кинорежиссер и художник Роберт Скотак стал лауреатом премии «Оскар» за создание спецэффектов для фильма «Чужие», а еще через шесть лет закрепил успех, став триумфатором церемонии в той же номинации за ленту «Терминатор 2: Судный день».

🎥На первый взгляд — ничего примечательного. Но дело в том, что ни «Чужих», ни «Терминатора», ни «Космической одиссеи 2001 года», как и многих других научно-фантастических фильмов, могло и не быть. Но они были. Почему? Два слова: Павел Клушанцев.

🎭Дворянский сын

Забытый гений. Советский папа «Звездных войн»

Великий режиссер родился в 1910 году в Санкт-Петербурге. Отец — служащий Министерства торговли и промышленности, получил личное дворянство за несколько лет до рождения сына. После революции работал железнодорожным контролером. Мать происходила из дворян, была домохозяйкой. Во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия. Отец умер в 1919 году, мать — в 1942, в блокадном Ленинграде.

В детстве в руки Павлика попала книжка про парусные яхты: по ней он и сделал свой первый макет. Таким его и запомнили все сверстники — постоянно мастерящим различные игрушки. На них даже находились покупатели — и это в те годы! — так, два его кораблика оказались в витрине Гостиного двора.

За игрушками последовало увлечение фейерверками. Мальчик стал настоящим пироманом — устраивал представления во дворе дома, для которых сам делал порох.

Забытый гений. Советский папа «Звездных войн»

В 14 лет Павлик решил, что настало время поддерживать мать материально, для чего начал подрабатывать репетитором физики и математики, делал чертежи, сторожил магазины. Живя в коммунальной квартире с матерью, сам соорудил токарный станок, на котором ремонтировал и мастерил мебель.

После школы пытался поступить в Технологический институт, но не прошел по конкурсу. По его словам, из-за дворянского происхождения матери. Делать было нечего: юный мастер на все руки отправился в единственное место, где на его родословную смотрели сквозь пальцы, — в Ленинградский фотокинотехникум, операторский факультет которого Павел Владимирович Клушанцев окончил в 1930 году.

Забытый гений. Советский папа «Звездных войн»

Дальше у него была одна дорогак звездам.

🚀Оторваться от Земли

Кадр из фильма «Дорога к звездам», 1957 год
Кадр из фильма «Дорога к звездам», 1957 год
Кадр из фильма «Дорога к звездам», 1957 год

Вскоре Павла Владимировича определили на новообразованную студию «Техфильм» (будущий «Леннаучфильм»), где уже через год он дебютировал в качестве режиссера, сняв со своим товарищем Лазарем Анци-Половским фильм «Семь барьеров». Еще через четыре года был тарифицирован оператором высшей категории.

Кинематографические технологии не стояли на месте, и Клушанцев лично выступил за создание на студии специализированного цеха комбинированных съемок. Его он возглавлял вплоть до Великой Отечественной войны.

Между собой кинематографисты величали этот цех не иначе как «трюковым кабинетом». Именно там изготавливались макеты, продумывались спецэффекты. Студия выпускала 120 фильмов в год (то есть по фильму каждые три дня), и работа в «кабинете» кипела. В те годы Павел Владимирович неделями пропадал на студии, где и познакомился со своей будущей женой, художником-мультипликатором.

Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год

Клушанцев является автором более 300 изобретений в области кино. Среди наиболее известных: аппарат для съемок под водой, точечный экспонометр, стабилизатор камеры для съемок с воздуха, автофокус, способ получения цветного изображения, а также призма Клушанцева, обладающая способностью снимать одновременно и натуру и рисунок.

💿Так и жил этот человек — лелея мечту снять фильм о космосе, об этом недостижимом океане. Он желал оторваться от Земли.

Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год

Началась война. Из-за того, что Павел Владимирович долгие годы болел костным туберкулезом, да и к тому же был занят съемками учебных фильмов для вооруженных сил, его определили в запас. В годы войны Клушанцевым была снята серия документальных лент о блокадном Ленинграде. Позже он попал в стационар с дистрофией, был эвакуирован вместе с семьей.

Победа. Клушанцев возвращается к работе, где продолжает придумывать и изобретать. В частности, первым применяет ныне широко известный люминесцентный метод. За все годы творчества Павел Владимирович снял более ста научно-популярных фильмов и сюжетов для кинопериодики.

Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год

Избранная фильмография Павла Клушанцева:

  • 1935 — «Семь барьеров»
  • 1937 — «Неустрашимые»
  • 1943 — «Сибирь в дни войны»
  • 1948 — «Метеориты»
  • 1957 — «Дорога к звездам»
  • 1962 — «Планета бурь»
  • 1965 — «Луна»
  • 1968 — «Марс»
  • 1970 — «Вижу Землю!»
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Я пришел в наши главки в Москве и сказал, что хочу сделать фильм о возможности полета в космос. Мне сказали: „Павел, не дури! В космос полетят через 200-300 лет, когда нас не будет. А сейчас ты лучше сделай нам картину о том, как повысить урожайность сахарной свеклы“.

Так вспоминает Павел Владимирович 1956 год.

🎬Наследие

Робот тонет в лаве — ничего не напоминает?
Робот тонет в лаве — ничего не напоминает?
Робот тонет в лаве — ничего не напоминает?

За все годы карьеры Клушанцев не раз бывал на допросах в КГБ. Служителей госбезопасности интересовал только один вопрос: каким образом режиссер переносит на экран почти что достоверные модели спутников и ракет, информация о которых абсолютно засекречена?

📀Он был гением, чего уж тут.

Кстати, невероятной проницательности Клушанцева поражался и сам Сергей Павлович Королев, с которым они были лично знакомы и вели обширную переписку.

Кадр из фильма «Дорога к звездам», 1957 год
Кадр из фильма «Дорога к звездам», 1957 год
Кадр из фильма «Дорога к звездам», 1957 год

В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли. Тогда о пилотируемом полете человека не могло быть и речи. Тем не менее, в том же самом году состоялась премьера фильма «Дорога к звездам», в котором были наглядно продемонстрированы: полет человека в космос, выход в космическое пространство, создание МКС и высадка на Луне. И все это за 4 года до Гагарина! Также фильм в популярном виде объяснял законы баллистики и принципы космических полетов. Клушанцев за 11 лет до Стэнли Кубрика продемонстрировал на большом экране космическую станцию с центрифугой, а сам фильм был завершен еще до запуска спутника, но вышел на месяц позже.

В семидесятых режиссер завершил кинокарьеру и отправился на заслуженную пенсию. Написал целый ряд детских книг и кинопособий. Совокупный тираж только советских изданий его трудов превысил полтора миллиона экземпляров. Они переведены на 16 языков и изданы в 12 странах мира.

Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год

Во время перестройки американский режиссер Джордж Лукас, создатель знаменитых на весь мир «Звездных войн», впервые посетил Москву. В среде кинематографистов бытует байка, что перед своим приездом он якобы попросил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым, в ответ на что те лишь недоуменно пожали плечами — это имя было им незнакомо. На вопрос о том, кто такой этот Павел Клушанцев, Лукас якобы ответил:

Клушанцев — крестный отец „Звездных войн“.

Эта встреча так и не состоялась.

Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год
Кадр из фильма «Планета бурь», 1962 год

А теперь давайте вспомним начало статьи. Я рассказал вам вроде бы совершенно неуместный факт о получении двух «Оскаров» Робертом Скотаком.

Дело в том, что в апреле 1992 года американский постановщик спецэффектов навестил Павла Владимировича в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы часть своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи многих своих кинотрюков.

Роберт использовал его профессиональный опыт в своей работе, в том числе, во время съемок фильма «Терминатор 2: Судный день», который в 1992 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.

Забытый гений. Советский папа «Звездных войн»

Наравне с Лукасом и Кэмероном, заслуги Клушанцева отмечали такие классики кино, как Стэнли Кубрик, Кристофер Нолан и Стивен Спилберг. Недаром же именно Павел Владимирович Клушанцев считается родоначальником жанра научно-фантастического кино.

💎Этот человек — пример для кинематографистов всех стран. Жаль, что, как и при его жизни, сегодня о нем почти ничего не знают. Впрочем, надеюсь, что у меня получилось исправить ситуацию.

Хотя бы чуть-чуть.

Забытый гений. Советский папа «Звездных войн»

А что думаете вы? Была ли статья полезной? Узнали ли вы что-то новое? И как оцениваете масштаб личности Павла Владимировича? Жду ваших комментариев.

📀 Telegram: ежедневные посты о кино и не только

💿 Instagram: красота этого мира в каждом кадре