С новым жанром!

09.07.2018

Чем и как определяется жанр фильма, спектакля, книги, любой истории? Сейчас расскажу.

Драматург, сценарист, автор любых историй, прежде всего - продавец событий. Зритель приходит в кино (телевизор, театр) за событиями и именно чередой событий авторы его там удерживают. События - это важный строительный материал драматурга. Из событий строится каркас здания истории.

А что такое событие? Событие (если грубо и по сути) — это неожиданность. Мы думали она любит его, а вот, гляди, она с другим. Мы думали, убийца Вася, а Васю самого убили. Мы думали, что едем в Индию, а приехали в Америку... Качество этой неожиданности, масштаб неожиданности и определяет качество и масштаб события. А вот территория, на которой происходит событие — определяется жанром и его же определяет.

Поясню. В детективе ключевые события пасутся на территории картины преступления — мы думали убийца секретарь, а убийца доктор; мы думали убили из-за денег, а убили из-за любви; мы думали убитый был богатым, а он был нищим — все эти события характерны для детектива, за ними приходит в детектив зритель и ими в детективе мы кормим его от пуза.

Если речь идет о мелодраме, события теснятся, как правило, в коридоре «любит-не любит». Мы думали он ей верен, а он изменяет, мы думали он к ней равнодушен, а через тридцать лет выяснилось, что только ее и любил, мы думали, он ее вот-вот завоюет, а она уехала и адреса не оставила…

Значит ли это, что за пределы жанра нельзя выходить? Конечно, можно!

Выход из жанра может стать очень сильным приемом - событие, выпадающее из жанровой структуры запомнится надолго и употреблять его нужно очень обдуманно.

Одним из классических примеров такого выхода "за ворота жанра" стала битва Шерлока Холмса и Мориарти, закончившаяся гибелью Холмса. В жанре детектива главный герой бессмертен - его жизнь вне опасности - он освещает картину преступления и как сценический прожектор не может являться фигурантом дела об убийстве. Конан Дойл пошел на этот шаг, только потому, что был уверен - этот рассказ будет последним. И действительно, этот рассказ стал самым запоминающимся в череде рассказов о Шерлоке Холмсе - в первую очередь потому, что там случилось событие, которого читатель не только не ждал, но даже не мог предположить, что оно возможно.