Как «Lost», только в космосе

YouTube Premium вдохновились «Твердым углеродом» от Netflix и сняли собственный тех-нуар «Происхождение». Почему это больше «Lost» чем «Чужой», и что хорошего в этом сериале, разбираемся без критичных спойлеров в этой статье.

11 человек, летящие на космическом корабле «Ориджин» на новую колонию землян Тею, просыпаются в своих капсулах и очень быстро выясняют, что они единственные оставшиеся люди на всей станции. Почему они проснулись раньше срока – неизвестно. Что их разбудило – неизвестно. Куда делся экипаж и остальные пассажиры, предположительно находившиеся в анабиозе, – совсем неизвестно. Место их пробуждения – четвёртое кольцо, один из нижних отсеков корабля. Группа людей кооперирует усилия и кое-как добирается до капитанского мостика, чтобы обнаружить, в каком глубоком космосе они на самом деле оказались. Солнечные паруса повреждены, связи с Теей нет, в одном из отсеков дыра, и все потому, что что-то врезалось в корабль. В поисках ответов земляне направляются в поврежденный 50-ый отсек и обнаруживают, что пассажиры в этом отсеке тоже не были эвакуированы. Но с ними всё ещё хуже – все мертвы. Очень быстро люди выясняют, что пассажиров убило то, что было на врезавшемся в корабль астероиде. Оно заразно и опасно. И оно в одном из живых пассажиров. Теперь все выжившие тоже под угрозой. И не столько от инопланетного гостя, сколько от неизвестности.

Сравнения с культовым «Lost» «Происхождение» заслужило от нас не просто так. Один из главных элементов истории – то, как она рассказана. И вот это как раз общее у двух картин. Каждую серию нас ждут флешбеки про одного из 9 персонажей. Таким образом персонажи раскрываются постепенно, параллельно с движущимся в настоящем сюжетом. Что привело каждого из них на «Ориджин»? Не лучше ли Тее будет без них? Достойны ли они второго шанса и новой жизни? В общем-то, всё то, что выясняли пассажиры несчастливого рейса ещё в начале нулевых. Однако несомненный плюс в том, что космическому нуару всё-таки удается присвоить эту интонацию и даже сделать её актуальной. Помогает в этом неплохая находка: некоторые персонажи умирают в первых сериях или уже мертвы на момент повествования, но мы всё равно знакомимся с ними поближе из чужих флешбеков. А то, почему здесь прошлое важно для сюжета и истории (в «Lost» флешбеки были больше способом объяснить персонажа), зритель разбирается сам.

Как и обещает жанр, это детективный сай-фай, с элементами триллера, драмы и ужасов. И плюс в том, что детективная линия в этой фантастике не отходит на второй план. Заключается она, как ни странно, не только в поимке пришельца: здесь много всего, что нужно выяснить. Много пробелов и неясных элементов. Если бы все 10 серий пассажиры гонялись за пришельцем, была бы весьма проходная фантастика, но в «Происхождении» дела делаются по-другому. Тут слишком много забот, чтобы постоянно помнить о самой главной угрозе. Соблазна затеять охоту на ведьм создатели всё-таки не избежали, но она могла бы быть гораздо более нудной.

Множественная интрига. Сперва всех интересует, кто заражен, и нас почти сразу знакомят с несколькими из тех, кто точно был в камерах под надсмотром и кто никак не может оказаться десятым пропавшим из отсека 50. Затем нам хитро подкидывают вспышки из будущего, часть которых тут же сбывается, и остаётся гадать только, сбудутся ли другие события из видений. После всего это нам рассказывают, из-за чего 10 пассажиров остались покинутыми на корабле, и мы ждём, пока это выяснят сами герои. Каждую серию прибавляется ещё по парочке насущных вопросов, и всё так напряженно, что скучать особо не приходится. Как и думать о главной проблеме.

Много тупых скримеров. В «Происхождении» есть по-настоящему мерзкие и пугающие моменты, но до них надо дожить. В первые три серии лучше приготовьтесь, что создатели так сильно хотят нагнетать атмосферу и забабахать крутой саспенс, что всё страшное будет завязано не внезапных появлениях из-за угла и шумовых эффектах.

Достойная графика, к которой тем не менее много вопросов. Очень хочется верить, что в нарисованные детали создатели вкладывали смысл. Потому что иначе сложно объяснить тот факт, что флэшбеки с Земли выглядят как картинки из научной фантастики, а сам корабль, особенно в первых сериях, реалистичен и похож больше на консервную банку, чем на концепт из будущего. Всё в нём очень практично: железные ступеньки, лампы для роста пшеницы, лифт, – в начале ассоциации возникают, скорее, с тюрьмой, а не с межзвездным крейсером. А Токио тем временем – напоминание из «Твердого углерода» и «Бегущего по лезвию»; Лондон вообще декорации к постапокалипсису. Позже будут всякие нано-штуки и гладкие красно-белые каюты, но смысл захочется искать именно в таком делении.

Крутой, разномастный и интернациональный каст. Доктор из Южной Африки, компьютерный гений из Лондона, бывший якудза из Токио, немец-аферист, – звучит как начало плохого анекдота, да? Тем не менее это работает. Как ни странно для ужасов и такого типа сай-фая, многие персонажи здесь проявляют здравомыслие. Самый рациональный парень, конечно, Шун, бывший якудза, но все персонаж более или менее озвучивают нормальную мотивацию, в которую зрителю легко поверить. Это несомненный плюсик в пользу сценария и прописанности.

– Это же первый контакт с инопланетной жизнью!
– Да пошёл он в жопу!

Музыкальное сопровождение так себе. Даже хуже: саундтрек весьма фиговый. Часто его просто нет, даже тихой музыки на заднем фоне, а когда есть, он настолько простой, что хочется подкинуть ребятам денюжку на композитора.

Инопланетный организм сделан не на отвяжись и не лишь бы был. Может, он чем-то похож на концепт из недавнего фильма «Живое», но та деталь, что он не человекоподобен и одновременно – очень человекоподобен, придумана очень классно. Как именно, обнаружите сами.

«Происхождение» весьма жестоко обходится со зрительскими ожиданиями. С самыми изобретательными и самыми предсказуемыми. Ждёшь, что каждую серию кто-то обязательно будет умирать; ждёшь, что никакого проекта «Тея» не существует; ждёшь, что главный конфликт будет с инопланетянами и объединит людей, – неважно, чего именно ты ждёшь, ничего из этого не произойдёт. Как ни странно, к счастью. Но самое крутое всё же то, что на все вопросы, которые появятся по ходу, ответ будет – это значит по крайней мере, что сериал собран.

По итогам нашего обзора пальцев вверх этот сай-фай собрал больше. Поэтому Serial Killer выносит вердикт LIVE и с чистой совестью советует все 10 серий к просмотру. Сразу освободите три вечера – утянет.

Чтобы успеть на следующий расстрел, не забудьте подписаться и оставить комментарий со своими мыслями. А ещё нам всегда можно написать, если вы хотите, чтобы мы разобрали какой-нибудь из ваших любимых тв-шедевров. До скорого!