Апрель, лёд и "Террор": посмотрели лучший сериал этой весны

09.04.2018

В этих местах технологии все еще уступают везению, Джеймс.

Признаюсь, Серийному человеку не удалось избежать профдеформации: я жду далеко не все сериалы, которые появляются в моих обзорах, но сегодняшний текст — глобальное исключение. Суровая Арктика, моряцкая романтика, мистические убийства и стильный 19 век: я просто не мог пройти мимо «Террора». В основу положена реальная история пропавшей экспедиции английского исследователя Джона Франклина 1845–1848 гг, которую популярный писатель Дэн Симмонс разбавил эскимосской мифологией. Пишу эти строки и улыбаюсь от удовольствия. Надеюсь, вы испытаете то же самое при просмотре.

Это тот редкий случай, когда в сериал влюбляешься с первых кадров: мрачное вступление в лучших традициях «основано на реальных событиях» сообщает, что 2 корабля и все члены команды пропали бесследно; чарующая заставка с вырастающими из темных вод льдинами, пробирающий до мурашек саундтрек и общая атмосфера безысходности... «Террор» — произведение, сделанное с любовью и большим вниманием к деталям (начиная от дизайна формы старшего офицерского состава). Этим славился и роман-первоисточник, тщательно разбирающий жизнь мореплавателя в то время. Несмотря на некую камерность постановки (корабль и ледяная пустыня вокруг), «Террор» снят с размахом.

Прежде чем сформулировать своё мнение по поводу сериала, хочу сделать небольшое отступление. Книга Симмонса определенно хороша, и если вы являетесь ярым адептом точных экранизаций, вас ждет разочарование. Сериал, конечно, не является фантазией на тему, но в целом очень далеко шагнул от оригинала в части подачи сюжета. Особенно это касается образа главного героя — капитана Фрэнсиса Крозье, в книге — циничного и резкого, в сериале — лиричного и немного грустного. Есть и более существенные расхождения: в книге девушка-эскимоска была немой, а в сериале леди Безмолвная внезапно заговорила. Также нарушена очередность смертей персонажей, дабы нагнать саспенса и избежать предсказуемости. Напоминаю, что пишу обзора пока «Террор» не вышел до конца, так что возможно, нас ждут сюрпризы, но пока можно с уверенностью сказать: сериальный «Террор» — продукт, обособленный от книги. Книги, вошедшей в ТОП-10 самого короля ужасов Стивена Кинга.

Реальная история экспедиции сама по себе довольно жуткая: не разгаданная до сих пор тайна, эдакий арктический вариант «перевала Дятлова». Те немногие факты, которые удалось установить на данный момент (расследование ещё ведётся), говорят о случаях каннибализма и странном поведении моряков. Последнее связывает с отравлением свинцом из-за неправильно сделанных консервов. Для справки: отравление свинцом будет похлеще шизофрении. 

О «Терроре» нужно знать несколько вещей. Во-первых, это название главного корабля в экспедиции. Во-вторых, в сериале очень холодно: вы будете ощущать это в каждом кадре, каждом действии персонажей, каждом крупном плане, каждом взгляде погибшего матроса. В-третьих, это бесконечно красивое (и белое) зрелище: цвет тут — один из главных персонажей. Взмывающая далеко наверх или глубоко вниз камера будет напоминать вам, насколько самонадеянны были людишки-муравьи, посчитавшие себя достойными покорить это ледяное спокойствие.

«Террор» раскрывает нам классическую историю противостояния, тут всегда есть две понятных противоборствующих стороны. Вот корабль и экипаж противостоят льду: они ломают и даже взрывают его, используя динамит, но лед всегда побеждает, лишь сильнее сковывая хрупкие корабли. Собственно, на этом и будет основан конфликт исследователя и главы экспедиции Джона Франклина (Киран Хайндс) и капитана Фрэнсиса Крозье (Джаред Харрис). Если первый хочет любой ценой закончить путешествие во имя Королевы и собственной славы, то второй переживает за жизнь команды и опасается вполне вероятной гибели на далеком севере. Дело идет к зиме 1846-го, и Крозье предлагает провести это время года в безопасном от льда и мели месте, но гордыня Франклина берет свое: корабли надежно застревают посреди снежной пустыни. Конфликт между главными героями обостряет и тот факт, что на суше Крозье неоднократно и безуспешно сватался к племяннице Франклина.

Ещё одно противостояние — отношения высшего офицерского состава и обычных моряков: первые сидят в теплых каютах и пьют виски, вторые замерзают на палубе и ютятся в трюме. Долгие месяцы в ледяном заточении не пойдут на пользу такому раскладу вещей.

Ну и никто не отменял классическое противостояние жизни и смерти: за моряками всюду следует монстр, похожий на гигантского белого медведя (привет, Lost). Он являет собой ужас (террор) и злой рок, который наказывает чужаков за посягательство на его теорию и убивает их весьма извращенными способами одного за другим.

За мистику отвечает эскимосская мифология, и выглядит все это свежо, особенно на фоне заезженных вампиров, зомби и прочей нечисти. Команде встретится шаман, которого они по ошибке пристрелят и лишатся последней надежды на спасение от кровожадного монстра. 

Драму и чертовщину мы разобрали — а что же с ужасом? Если «Террор» показался вам атмосферным арт-хаусом про выживание, то это совсем не так. Он по-настоящему страшный и отлично умеет держать интригу без банальных скримеров и клиффхэнгеров. «Террор» — более тонкий и умный продукт, некоторые моменты повергают в природный, животный ужас. Когда моряка в тяжёлом скафандре опускают сбить лёд с винтов корабля и он всматривается в мертвую толщу ледяной воды, становится совсем уж не по себе. И таких моментов будет много. А ближе к середине сезона «Террор» начнёт выдавать экшна и даже покажет загадочного монстра Туунбака. Режиссёр и оператор точно знают, какой кадр нужно взять, чтобы вы невольно поёжились на своём диване.

Не обошлось и без минусов. Не знаю зачем, но авторы разыгрывают карту однополых отношений в контексте толерантности и чести: кажется, ни один современный западный продукт уже не может обойтись без этого. Серийный человек не против подобной темы, но зачем поднимать её конкретно в «Терроре», пока непонятно. 

В довершение хочу сказать, что давно так не ждал выхода новых эпизодов. «Террор» — глоток свежего воздуха. И если борьба за лучший сериал года ему ещё предстоит, то звание лучшего шоу весны 2018 он уже заслужил.

Понравился обзор? Подпишись на канал Серийного человека в Телеграме. Поспорить с автором можно там же (но это не точно).