Что не так с «Карнивал Роу»? 5 основных проблем фэнтези-сериала

23 September 2019

«Карнивал Роу» задолго до премьеры входил в многочисленные списки самых ожидаемых сериалов года. Ещё бы: звёздный каст, благодатный жанр фэнтези, большой бюджет от Amazon и отсутствие цензуры. Но сразу после выхода стало понятно, что новой «Игры престолов» не получилось: критики встретили «Карнивал Роу» прохладно, зрители — чуть лучше, но без восторгов. Что же пошло не так? Давайте разбираться.

Карнивал Роу — гетто для мигрантов-волшебников в вымышленном городе Бёрг, куда приезжает фея-беженка Виньетт. Её родные земли уничтожила кровопролитная война с людьми: там Виньетт встретила человека по имени Райкрофт Филострейт, которого полюбила и потеряла. Теперь фея хочет начать новую жизнь в Карнивал Роу, на улицах которого по ночам орудует жестокий убийца. А расследует эти преступления талантливый детектив Филострейт...

1. Кризис жанра

Премного любимое аудиторией фэнтези сегодня пребывает если не в кризисе, то в какой-то непонятной стадии. Кажется, будто «Игра престолов» поставила точку — и при этом задала невероятно высокую планку. Нас уже сложно чем-то удивить, кроме инновационных технологических решений (для этого есть «Аватар»): оригинальных проектов не выходит, мы по кругу смотрим бесконечные ремейки, ребуты, сиквелы, приквелы и спин-оффы. На этом фоне «Карнивал Роу» изначально выглядел очень перспективно: это не экранизация книги или комикса, сценарист Трэвис Бичем («Тихоокеанский рубеж») придумал целый новый мир с фантастическими тварями и местами их обитания. К сожалению, продуманная вселенная — единственное, чем может похвастаться проект. Тем более что незадолго до премьеры появился постер, на котором красовалось нечто, напоминающее монстра Ктулху — плохой знак для любого уважающего себя фэнтези.

«Карнивал Роу» часто представляют как сериал Гильермо дель Торо, но это не его авторский проект: знаменитый режиссер всего лишь значится одним из сценаристов.
«Карнивал Роу» часто представляют как сериал Гильермо дель Торо, но это не его авторский проект: знаменитый режиссер всего лишь значится одним из сценаристов.
В этом сезоне Amazon Prime Video уже успел отлично выступить на поле фэнтези, выпустив добротный фарс «Благие знамения» по книге Терри Пратчетта и Нила Геймана.

2. Большое количество сюжетных линий

Индира Варма («Игра престолов») и Джаред Харрис («Чернобыль»)
Индира Варма («Игра престолов») и Джаред Харрис («Чернобыль»)
Одной из лучших сюжетных линий стала история взбалмошной барышни мисс Имоджен и фавна, который пытается выбиться в люди
Индира Варма («Игра престолов») и Джаред Харрис («Чернобыль»)
Индира Варма («Игра престолов») и Джаред Харрис («Чернобыль»)
Индира Варма («Игра престолов») и Джаред Харрис («Чернобыль»)

В сериале сразу несколько сюжетных линий: основная история про любовь феи Виньетт (Делевинь) и нуарного детектива Филострейта (Орландо Блум), параллельная линия с районом Карнивал Роу, где живут волшебные мигранты и происходят жестокие убийства. Помимо этого, есть ещё арка с семьей канцлера (его сыграл звезда «Чернобыля» Джаред Харрис) и его политической карьерой, а также сюжет в стиле Джейн Остин о надменной барышне и её новом неожиданном соседе. И это только самое основное! Так что будьте готовы к большому количеству персонажей и их личных проблем, в которые вас погрузят сразу и без подготовки. При этом сериал мечется между героями и их историями, пытаясь логично увязать всё в единое целое и постоянно смещая акценты с одного на другое. В итоге не получается почти ничего, хотя отдельные сцены сделаны на ура.

3. Отсутствие химии между главными героями

Орландо Блум и Кара Делевинь
Орландо Блум и Кара Делевинь

Возможно, порознь Орландо Блум и Кара Делевинь неплохо смотрелись бы в роли нуарного детектива и феи-иммигрантки, но ставить их в один кадр — не самое удачное кастинг-решение. Сложной love story не получается, потому что между актерами напрочь отсутствует химия. Бывший Леголас по каким-то причинам растерял всю харизму (видимо, ему обязательно нужен гном, Джонни Депп или хотя бы Кира Найтли), а Кара Делевинь в очередной раз играет Кару Делевинь. Оба героя вызывают только раздражение, сопереживать им совсем не хочется.

Джаред Харрис
Джаред Харрис

Второстепенный каст на этом фоне выглядит более органично: Джаред Харрис произносит пафосные речи в лучших традициях профессора Легасова, но главным украшением шоу стала актриса Тэмзин Мёрчант из той самой сюжетной арки про Джейн Остин. Она единственная, кто проявляет задатки жизни, актерской игры и — о ужас! — юмора.

4. Банальный детективный сюжет

Орландо Блум бродит в мрачных подземельях в поисках убийцы
Орландо Блум бродит в мрачных подземельях в поисках убийцы

Если кто-то захочет написать пособие о том, как сделать максимально унылую детективную историю, «Карнивал Роу» станет отличным примером. Интрига банальна и высосана из пальца, главный злодей тоже угадывается на раз-два. Проект вообще больше похож на квест, чем на сериал: герой идет из точки А в точку Б по хорошо детализированному миру, по пути он находит какие-то знаки, опрашивает свидетелей, собирает ингредиенты для зелья и пытается решить загадку. В формате игры это было бы занятно, но тут к третьей серии начинаешь понемногу уставать оттого, как Орландо Блум ходит туда-сюда с унылым лицом и решает бюрократические вопросы. При этом в сериале есть гораздо более интересные сюжетные линии: например, жестокая и зрелищная война в мире фей (этих милых крылатых созданий тут здорово переосмыслили). Увы, авторы решили сделать ставку на очередной исторический детектив, коих мы видели уже слишком много.

5. Нарочитая политкорректность

В любом уважающем себя современном сериале обязательно должны подниматься проблемы разнообразных меньшинств, а уж если там нет парочки геев, можно и не пытаться продать свой сценарий большим студиям. Amazon продемонстрировал тонкое умение шутить на острые темы в «Благих знамениях» и «Пацанах», но в «Карнивал Роу» всё убила чрезмерная серьёзность. Вместо того чтобы аккуратно вплетать актуальные и злободневные темы в фэнтези-сюжет, сериал тычет им зрителю в лицо. Вопрос мигрантов и терпимости в обществе ставят топорно и в лоб: возможно, в 2005 году, когда Бичем писал оригинальный сценарий, такой подход был актуален, но сейчас это выглядит несколько наивно. Некоторые решения и вовсе вызывают смех. Герою мало приделать рога, чтобы продемонстрировать тяжёлую судьбу в мире людей, которые отказываются принимать чужаков: для верности его надо сделать ещё и чёрным!

«Карнивал Роу» уже стал одним из самых спорных проектов в этом сезоне: мало какой сериал заслуживает настолько полярные мнения. Подробнее о плюсах и минусах нуарного фэнтези можно узнать в видео-обзоре на YouTube-канале Серийного человека:

Понравился обзор? Читай ещё больше на канале Серийного человека в Телеграме.

Проблема с доступом к Телеграму? Читай мои обзоры на Яндекс.Дзене.

Кстати, теперь я не только пишу про сериалы, но и снимаю видеообзоры на YouTube. Подписывайся!