Netflix снова смог. «Конец долбаного мира» - завораживающий сериал про любовь и смерть

01.08.2018

Это не любовная история. Это история о любви. (с) «500 дней лета»

В 2009 году вышел фильм «500 дней лета», где Джозеф Гордон-Левитт слушал грустные песни The Smiths, гулял по Лос-Анджелесу и неловко целовался у принтера с Зои Дешанель. Картину поспешили назвать гимном поколения: дескать, именно так современные инфантильные потерянные души встречаются, влюбляются и (не) женятся. Времена изменились: нынешний зритель, скорее, ассоциирует себя не с офисным романтиком в большом городе, а с подростком на велике в тёмном лесу, спасающимся от Демогоргона. А значит, и истории про «мальчик встретил девочку» должны быть соответствующие — как, например, «Конец е***го мира» (The End of the F***ing World).

Во-первых, это красиво.
Во-первых, это красиво.

Мальчик (Джеймс) встречает девочку (Алиссу). Бунтарка Алисса хочет найти того, кто станет её «спасением» от унылой жизни в пригороде, семьи, которой она не нужна, и тупых одноклассниц, которые пишут ей смс, сидя за столом напротив. Тихоня Джеймс хочет убивать — в буквальном смысле: с детства он считал себя психопатом, резал соседских кошек в лесу, а теперь решил перейти на добычу покрупнее. Алисса думает, что вполне может влюбиться в Джеймса, Джеймс думает, что вполне может убить Алиссу — звучит как идеальная завязка ромкома. Алисса разобьет свой телефон, Джеймс украдет отцовскую машину — и вот герои уже едут в закат навстречу своим безумным (и весьма кровавым) приключениям.

Знаешь, чем пахнет свобода? Коровьим дерьмом.

Проекты, выходящие на Netflix — это отдельный подвид сериалов, который изначально готовит зрителя к тому, чего ждать от таких шоу (спойлер: чего угодно). Вот и диапазон подростковых драм на сервисе варьируется от ванильных «13 причин почему» в стиле песен Селены Гомес до «Конца ё***го мира» в духе классических роуд-муви 90-х. В этом, кстати, еще один секрет популярности нового сериала: он способен полюбиться как фанатам «Очень странных дел», так и тем, кто ещё помнит «Прирождённых убийц» Оливера Стоуна по рассказу Квентина Тарантино.

К слову о роуд-муви: часть путешествия герои натурально пройдут пешком.
К слову о роуд-муви: часть путешествия герои натурально пройдут пешком.

Справедливости ради, это не вполне нетфликсовское шоу (и не Channel4, как пишут многие), а проект двух малоизвестных британских студий, одна из которых ответственна за «Отбросы». Так что стриминговый гигант просто взял под крыло «Конец» — или «Полный п***ц» по версии «Кубика в кубе»: такое название, на мой взгляд, максимально точно отражает суть происходящего на экране.

-Думаешь, машина взорвется?
-Мы же не в кино.

The End of the Fucking World — экранизация одноимённого графического романа Чарльза С. Форсмана, и персонажи тут все немного комиксно-карикатурные: девочка слишком уж отчаянно развязна (до нимфомании), мальчик слишком уж странноват (до психопатии), взрослые — либо идиоты, либо извращенцы. Большую часть времени мы видим в кадре только Алиссу и Джеймса, ярких второстепенных персонажей здесь нет, сюжетных поворотов, от которых хватаешься за сердце, тоже, так что все внимание приковано к главным актёрам.

Алекс Лоутер (кто-то вспомнит его по третьему сезону «Черного зеркала») демонстрирует впечатляющую трансформацию из почти физически неприятного персонажа в героя, которому невозможно не сопереживать. Однако солирующая партия тут, безусловно, отдана Джессике Барден — вернее, её фантастическому британскому акценту (всем, кто может, рекомендую смотреть в оригинале). Кроме шуток, в роли девочки-подростка с кучей комплексов, которая отчаянно хочет казаться крутой, актриса органична настолько, насколько это вообще возможно. Вместе Лоутер и Барден разыгрывают историю о первой любви — забавную и наивную, странную и трогательную, местами нелепую, местами трагическую — по ходу сюжета превращаясь из невзрачных подростков в героев боевиков, которые грабят и убивают: она — блонди в тяжелых ботинках, платьице и мужской куртке, он — крутой парень в гавайской рубахе с винтовкой.

Актрисе Джессике Барден 25 лет, хотя в кадре она не выглядит старше 13.
Актрисе Джессике Барден 25 лет, хотя в кадре она не выглядит старше 13.
Я дико взбешусь, если нас кокнут.

По сути хрестоматийный сюжет про путешествие в поисках чего-то (в данном случае отца Алиссы) обрастает кучей деталей, которые наделяют «Конец е***го мира» душой: саундтрек из бодрых кантри-композиций 60-80-х, флешбэки, внутренние монологи главных героев, разнообразные отсылки (там даже есть продавец по имени Фродо!), реверансы в сторону гиков (потому что если убираться — то только под музыку). Юмор здесь очень чёрный и очень британский, хотя называть этот сериал комедией хочется в последнюю очередь. Мата, чернухи и крови (без перегибов, не волнуйтесь) тут на всех хватит. А чего вы ждали? Главный герой в первую же минуту заявляет, что он психопат-убийца.

Джеймс мучается основополагающим вопросом любых отношений: то ли прирезать любимую, то ли поцеловать.
Джеймс мучается основополагающим вопросом любых отношений: то ли прирезать любимую, то ли поцеловать.

Про саундтрек стоит сказать отдельно: мелодичные серенады о первой любви и переживаниях юности становятся отличным аккомпанементом к нелепым, безумным, а нередко попросту жестоким вещам, творящимся на экране. Чего стоит одна только сцена, в которой использована знаменитая Smile Чарли Чаплина. Выбранное музыкальное сопровождение — одна из главных причин, по которым этот проект получился таким ламповым.

Когда миру приходит полный п***ц, остаётся только танцевать на его осколках.
Когда миру приходит полный п***ц, остаётся только танцевать на его осколках.

«Конец е***го мира» относится к сериалам моего любимого жанра «посмотри за вечер»: всего 8 серий по 20 минут, оторваться невозможно, так что вы гарантированно проглотите все 2 часа 40 минут за раз. Первая половина сезона лично мне понравилась больше: она вся наполнена каким-то магическим очарованием, которое даже описать невозможно. В конце третьего эпизода происходит поворотное для этой истории событие, после которого опытному зрителю наконец становится понятно, что за сериал он смотрит — и не могу сказать, что это идет шоу на пользу. Ну а финал здесь совсем непозволительно душераздирающий: спойлерить не хочется, скажу лишь, что непонятно, зачем авторы решили продлить сериал на второй сезон.

Специально для тех, кому в 2018-ом все ещё важны рейтинги: 97% на Rotten Tomatoes, 81 на Metacritic, 8.4 на IMDb и уже даже на КП перевалило за 8-ку. Так что бегите, скорее смотрите, потому что «Конец ё***го мира» — именно та love story, которую мы с вами сегодня заслужили.

Ставь палец вверх и подписывайся на Серийного человека! А еще у нас есть канал в Телеграме. Поспорить с автором можно там же (но это не точно).