Что за яхту мы купили в Швеции за 2000$ (плюс кучу добра к ней)

Ну, стало быть, пару недель назад мы купили в Швеции яхту и теперь не спеша идем на ней в Россию. Про процесс покупки мы писали здесь, а сейчас расскажем про саму яхту: технические характеристики, наши впечатления и т.п.

Итак, после недолгого выбора нам попалось на Блокете очень дешевое объявление, а в объявлении – прямо все именно так, как мы любим: старая классическая тяжелая лодка, без всяких наворотов. Длинный киль, низкий профиль, кокпит в метре от транца сразу после большого ахтерпика. Без крутого интерьера, без занавесочек и подушек, бесполезно повышающих цену. На фотографиях из объявлений не было видно даже дверей шкафчиков. Только обвисшая обивка и голые рундуки.

Я уже писал прежде, что яхту мы покупали не самостоятельно, а при помощи специального человека. Повторю это еще раз: есть в Швеции такой мужик, Макс Рамандер, широко известный в кругах балтийских лодочников. Макс зарабатывает на жизнь тем, что помогает страждущим приобретать дешевые лодки в Швеции. Сам русский, но при этом – полноправный член местного общества. Осматривает, торгуется, оформляет документы, сопровождает, решает проблемы. Связываются с Максом Рамандером все по скайпу - maxmara1969. Также общались и мы. Или по почте max3091@hotmail.com.

Ну так вот, я отвлекся. Когда я прислал Максу ссылку на объявление и потребовал пробить это дело, то тот первым делом вопросил: «Ты что? Это очень маленькая лодка! Как вы там поместитесь, да еще и с двумя собаками!?». Я в ответ прислал ему несколько фоток нашего тримарана, и Макс понял, что на самом деле является лодкой с маленькой каютой, после этого он принялся за работу.

Через несколько дней яхта была приобретена за 9000 шведских крон (63000 рублей). В конце мая мы приехали за ней в Гетеборг. Включая оплату услуг Макса, мы затратили на покупку в общей сложности 120000 рублей. И что же мы получили в итоге? О чем я тут сейчас рассказываю?

IF-boat, 7.87 метра (26 футов), осадка – 1.2 метра. Аббревиатура IF, на самом деле, обозначает “International Folkboat”, то есть это потомок культового деревянного Фолькбота, который был переосмыслен в 60е годы и воплощен в стеклопластике. И это, на мой полярно-туристический взгляд, очень правильная лодка. Она имеет не очень большую осадку, и при этом она очень низкая. Это, конечно, немного понижает комфорт. Однако, людям, прошедшим через разные самопальные лодки, через байдарки и надувные парусные катамараны – на это просто глубоко плевать. Нам такая яхта уже на картинках начала казаться плавучим дворцом.

Так она выглядела на старых рекламных картинках
Так она выглядела на старых рекламных картинках

Как я упоминал выше, у яхты длинный киль. Длинный киль, это когда он выполнен заодно с корпусом лодки и идет по всей его длине, скажем так. Обводы таких корпусов очень старомодны. В силу чисто физических причин они имеют большее сопротивление, чем корпуса с плавниковыми килями – теми которые крепятся к корпусу на болтах. Но вместе с тем, длиннокилевая яхта гораздо более надежна. Да, она не поставит рекорд скорости. Но зато ее днище никогда и не даст течи, так как там просто нет никаких соединений. Такой киль невозможно оторвать – это просто продолжение днища. Такой корпус совершенно не страдает от слемминга (не шлепает днищем по воде на встречных или попутных волнах) просто в силу того, что имеет глубочайшую и острейшую V-образность и способен плавно разрезать воду по всей свой длине.

Также я говорил, что эта яхта относится к «тяжелым». А тяжелая яхта имеет отношение балласта к водоизмещению более 50%. И на ИФе такое соотношение составляет 58%, то есть при водоизмещении в 2150 кг, вес балласта составляет 1247 кг. Все остальное – это вес самой лодки и груза, который она везет. Чем, по моему мнению хорош тяжелый балласт? Все тем же – плавностью хода. В придачу к «глубокому вэ» мы получаем еще и огромную инерцию, которая исключает любые резкие удары и рывки.

И еще немаловажный момент. Лодка изготовлена в 1972 году, а это значит, что там и в помине нет никаких сендвичей и других современных фишек. Только монолитный стеклопластиковый ламинат в палец толщиной, только хардкор! В общем, судя по всему, это должна быть практически вечная, неубиваемая, надежная и безопасная лодка. Да-да, низкие технологии, никакой экономии на весе и материале. Все именно так, как мы любим!

Так она выглядела на старых рекламных картинках изнутри
Так она выглядела на старых рекламных картинках изнутри

Но все вышеописанное является лишь ожиданием. И вот реальность. Грязная обшарпанная лодка стоит на подпорках среди стоянки. В первый момент она имела весьма удручающий вид. Гелькоут на бортах идеальный, все как на фотографиях Макса. Но краска с какими-то разводами, необрастайка на днище с проплешинами. А все, что выше бортов – палуба, каюта, люки, и прочее – вообще выглядят совершенно отстойно. Трещины, застарелые сколы, грязь, пыль, тлен. Серые и местами поломанные деревяшки. Внутри каюты пустота. Иллюминаторы от времени все растрескались. Ну так а что же мы хотели за 60 тысяч? Вот, получите и распишитесь. В тот вечер мы даже как-то приуныли.

Такой мы увидели лодку в реальности в первый раз
Такой мы увидели лодку в реальности в первый раз

Но лодку надо было готовить к сбросу на воду. Мы привезли с собой кое-какие материалы и инструмент. Множество средств по уходу я так же нашел здесь же, в рундуках. Работа закипела. Уже на следующий день я склеил сломанный румпель, пропитал все дерево специальной пропиткой. Я починил люки и подкрасил проплешины прилагавшейся к лодке краской. Всякие грязные разводы на поверку оказались просто пылью, которую мы успешно счистили щеткой. Подготовительные работы продолжались, и по прошествии еще одного дня, наши первые негативные впечатления начали сменяться настоящим восторгом! Яхта оживала на глазах, приобретая вид нормальной лодки, которая не пойдет ко дну, едва коснувшись воды. Она нравилась нам все больше и больше.

Наконец, мы отправились в гости к другу прежнего владельца (сам владелец уехал куда-то далеко и надолго), и тот отвел меня в кладовку своего дома, откуда мне надлежало забрать некие вещи. И тут оказывается, что к лодке прилагается просто огромная куча всякой всячины! Трудно даже перечислить, что там было – подвесной мотор, 5 парусов, дверцы тех самых шкафчиков, о которых я говорил, огромная куча разных дельных вещей, крепежа, красок, всяких примочек. Там были даже подушки! Там была целая куча кранцев! Дикое количество качественных яхтенных веревок, швартовых и каких-то шнурков! О да, полный фарш! Судя по всему, прежний владелец потихоньку ремонтировал яхту, да так и не закончил это дело. Когда мы привезли все это к лодке и начали прилаживать на свои места, то тогда она стала и вовсе прекрасной, аж глаз не оторвать. Мотор, к слову, Ямаха – почти что новый, только сильно сгоревший на солнце.

Лодка и все привезенное для нее
Лодка и все привезенное для нее

И настал тот день, когда к нашей яхте ровно в назначенное время подъехала специальная машина, таскающая лодки по стоянке. Она подхватила яхту и повезла ее к крану. Кран легко поднял нашу лодочку и опустил в воду. Орудуя отпорным крюком и мотором, заведшимся с трех рывков шмургалки, мы отошли к указанному нам бону и продолжили подготовку. Яхта только хорошела. А когда мы поставили с помощью специального крана мачту, и когда я снарядил поднял практически новые паруса – грот и геную, то нашему восторгу не было предела. В довершение я обработал все, до чего смог дотянуться специальной полиролью, и тогда гелькоут засиял как зеркало. За 2000 долларов мы получили прекрасную лодку.

Ну и под конец, находясь сейчас уже рядом с Мальмё, я подведу резюме. Каюта для двух человек и двух собак вполне обитаема. Места полно. Места для всяческих вещей – ну просто немеряно, влезает все, включая три старых убитых паруса, которые я везу на всякий случай, чтобы добро не пропадало. Ход под 4х-сильным четырех тактным мотором вполне нормальный: 8 км/ч, литр в час. Ход под парусами – это отвал башки! Яхта идет любыми разумными курсами. Мореходность? Ну, если сравнивать с нашим тримараном, то как у ледокола. Сидя в кокпите, едва не загребая воду уже потопчиной, идя под парусами с большим креном, разбрасывая пену, ты чувствуешь себя абсолютно уверенно и спокойно. ИФ, действительно, просто очень круто ходит под парусами.

Что еще сказать? Малая осадка. На ИФе при помощи карт и эхолота можно забраться в любую задницу. Метр-двадцать, ну сами понимаете. На нашем Севере, например, это практически любая река в полную воду. Ну и вообще - это просто замечательная лодка. Я очень благодарен Максу за то, что он помог ее нам купить. И пусть ИФ №1038 теперь называется Севпростор старший, или Sevprostor sr., мы пока точно не определились. Короче так. Мы довольны.