Генератор для дома, морских путешествий и "выживательства"

Мой нынешний генератор уже не новый — он благополучно прошел два похода (на Новую Землю и в Швецию), использовался дома, и он по-прежнему работает отлично. Всегда выдает свою паспортную мощность, без проблем заводится и потребляет при работе мало топлива. О нем я сейчас и хочу рассказать.

Ранее мы использовали недорогие двухтактные генераторы, один из которых был инверторным, а другой — обычным. Но эти генераторы оказались ненадежными, шумными и прожорливыми. И тот и другой жили по одному сезону, после чего выходили из строя. Один из них я даже пытался починить, но так и не преуспел в этом. Да и невелика потеря.

Дешевый простенький генератор представляет собой просто двигатель, на одном валу с которым установлен генератор. Никакой автоматики, кроме центробежного регулятора, управляющего дроссельной заслонкой карбюратора — там нет. Потом такое устройство на малых нагрузках работает неэффективно, напряжение и частота тока постоянно меняются. В общем, ничего хорошего.

Новая ступень эволюции — это инверторный генератор, но пока, опять же, без всякой автоматики. Качество снимаемого с него электричества уже гораздо лучше, но экономичность, по прежнему, оставляет желать лучшего. Такой генератор у нас проработал аж целых 2 похода, но потом как-то необъяснимо сдох.

Тот самый старый генератор
Тот самый старый генератор

И вот, мы решили разориться на нечто хорошее. Чтоб мало жрал, тихо работал, и что очень важно, я хотел, чтобы генератор не боялся дождя и непогоды. В общем, пару лет назад я купил китайский четырехтактный генератор, продаваемый в России под маркой «Патриот». Ну что сказать? Удобный корпус, легкий, работает тихо, при работе не прыгает. Потребляет примерно 0,5 литра бензина в час на малой нагрузке (пара компьютеров и зарядное устройство для аккумулятора). Отлично тянет всевозможный электроинструмент вроде болгарки, лобзика, и даже фена. Да что там! Генератор настолько удобен в переноске, что когда надо куда-нибудь быстро сбегать и что-нибудь отпилить, то болгарка превращается в какое-то подобие бензоинструмента — все необходимое помещается в обычный экспедиционный рюкзак. Я вам по секрету скажу: у меня даже возникали шальные мысли начать использовать в походе цепную электропилу вместо бензиновой.

Ну а теперь давайте рассмотрим изделие повнимательнее. Собственно, мы имеем просто пластиковый чемодан. Я сперва немного парился по поводу его работы под дождем, всячески накрывал его, но потом это дело бросил, так как атмосферные осадки ему совершенно не страшны. Это подтверждается постоянным использованием генератора на море в любую погоду. Ну и, конечно, дома зимой, в те моменты, когда где-то опять оборвет нашу многострадальную ЛЭП.

Заглянем внутрь. Вообще, дальше снятия двух боковых крышек я его еще не разбирал, так как у меня было такого повода. Но внутри мы не увидим ничего интересного: двигатель и сам генератор находятся в пластиковом кожухе, который дополнительно защищает его от воды, и внутри которого крыльчатка гоняет воздух для охлаждения. Не подумайте, что картер пластмассовый! Нет! Это, действительно, просто кожух.

С одной стороны видно воздушный фильтр и карбюратор, дроссельная заслонка которого поворачивается при помощи шагового двигателя. Вот в этом, кстати, и заключен самый цимес. У генератора есть 2 режима работы: просто холостой ход, и совсем низкий холостой ход, когда автоматика активно ворочает дросселем, чтобы двигатель работал на как можно более низких холостых оборотах, и при этом не глох. Это позволяет сильно экономить при совсем слабой нагрузке.

Ну, что дальше? Горловина масляного щупа там же где и карбюратор. Сверху корпуса — окошко для замены свечи. Вот, собственно и все.

Забор воздуха для охлаждения осуществляется снизу, а выбрасывается этот воздух через глушитель. Именно поэтому внутри прибора ничего никогда не намокает, все всегда абсолютно сухое.

Кстати, имеется тут еще одна примочка: двигатель будет автоматически глушиться при слишком низком давлении масла. К слову про масло. Тут сапун устроен так, что лишнее масло он довольно сильно выбрасывает куда-то в воздухан, в результате чего оно сгорает с большим количеством дыма. Вы, наверно, уже обратили внимание на этот дым, видимый на фотографиях. Просто я только что заменил масло, и, конечно же, немного перелил. Ну, придется подождать, пока излишки сгорят.

Вот лицевая панель: пуск/стоп, экономичный режим, 3 лампочки, розетка 220В, розетка 12В постоянка. Все. В качестве резюме просто еще раз скажу, что я на данный генератор не нарадуюсь. Стоил он порядка 13000 рублей. Качество изготовления за эти деньги оказалось выше всяких похвал. Работа — просто супер. Мощность, если мне не изменяет память, составляет что-то в районе 900Вт. Это в самый раз для походного использования. Поломок, слава богу, еще не случалось. Я даже свечу ни разу не менял. Один раз в жизни только засорялся топливный фильтр в карбюраторе: это просто сеточка, которая за пару лет заросла каким-то дерьмом. Прочистил, собрал — и генератор снова работает без проблем. Так что я всем его очень рекомендую.