Как я сделал толкач из мотобуксировщика своими руками

21 January 2019

В прошлый раз, когда я делился с вами своей радостью по поводу изготовления своего первого буксировщика-толкача, я обещал рассказать технические подробности. Что же, попробуем.

Общий вид
Общий вид

Мне страшно повезло, и у меня в хозяйстве имелась старая рама от мотоцикла «Минск», поэтому мне не пришлось изобретать самый сложный и ответственный узел — шарнир соединения переднего корыта и дышла буксировщика. Я думаю, что тут подойдет даже велосипедная вилка, так как нагрузки в данном узле незначительны. От моей ржавой рамы я просто отрезал под корень рулевой стакан вместе со всеми потрохами и пока отложил его в сторону.

Дышло с вилкой в сборе, но об этом чуть позже
Дышло с вилкой в сборе, но об этом чуть позже

После этого мне предстояло определиться с конструкцией дышла. Я много думал, прикидывал, и читал о том, что мастерят другие люди. И во всех конструкциях, что кустарных, что серийных — дышло крепилось к буксировщику шарнирно. То есть сам буксировщик мог свободно качаться. Это, конечно, очень хорошо, и толкач при таком способе соединения его с корытом, по идее, должен иметь лучшую проходимость. Но во-первых, узел получается очень громоздким и сложным в изготовлении (в хорошем неколхозном исполнении); и во-вторых, такое соединение требует очень точных расчетов развесовки конструкции, так как буксировщик должен ехать по снегу по возможности горизонтально, не зарываясь ни носом, ни кормой.

Типичная развесовка сферического толкача в вакууме с шарнирным дышлом. Иллюстрация взята отсюда: http://forum.motodog.ru//viewtopic.php?id=2940&p=14
Типичная развесовка сферического толкача в вакууме с шарнирным дышлом. Иллюстрация взята отсюда: http://forum.motodog.ru//viewtopic.php?id=2940&p=14

Я же, как человек ленивый и имеющий опыт постройки нескольких разных лодок, прекрасно понимал, что гладко бывает только на бумаге. В реальности же любые расчеты разбиваются об несовершенство условий эксплуатации: лодка с идеально выверенной ватерлинией плывет по неровной волнующейся воде; а буксировщик, соответственно, едет по неровному и рыхлому снегу. В общем, любое такое самопальное конструирование — это всегда сплошные допущения. И именно поэтому я решил крепить дышло к буксировщику жестко. Тем более, что буксировщик у меня укороченный (1.2м длины), и наклоны для него не так критичны, как для длинных моделей.

Какие это дает плюсы? Первое — простота и легкость; второе — полное безразличие всей конструкции к развесовке, то есть совершенно не важно, где находится центр тяжести буксировщика, всего толкача, и как реагируют на все это опоры (гусеница и корыто). Буксировщик всегда будет расположен примерно по горизонтали плюс-минус лапоть. С этим я и приступил непосредственно к изготовлению.

Крепление дышла в моем исполнении.
Крепление дышла в моем исполнении.

Для дышла я использовал самую обычную профильную трубу 50х25х2. Ее я приварил под прямым углом к имевшемуся у меня рулевому стакану. Мне казалось, что там не помешали бы какие-то косынки, но делать их я не стал, и в итоге, похоже, не ошибся. Соединение это не испытывает больших нагрузок, и такого одинарного шва там вполне достаточно. Далее я подготовил 2 уголка 40х40, просверлив в нем по 3 крепежных отверстия: при помощи данных уголков дышло будет крепиться к буксировщику. Уголки были просто так приварены к трубкам его рамы. Пришло время вымерять нужную длину дышла и прикидывать расположение корыта.

В качестве корыта я взял «Сани рыбацкие ЦП №13», мне понравилась их форма — длинные узкие, с острым углом подъема днища в носовой части. Прямо как лодочка или большая лыжа. Это корыто я просто приставил к буксировщику примерно с таким расчетом, чтобы при любых поворотах оно гарантированно не цеплялось за гусеницу. При этом оси поворота и наклона, по моему разумению, должны были оказаться где-то в районе 2/3 от общей длины корыта, если считать от носа. Это место я отметил маркером.

Идем дальше. Корыто должно качаться и для этого на нижнем конце перьев вилки нужны шарниры. Здесь же необходимо определиться и с высотой этой вилки. А высота должна быть такова, чтобы в разгруженном состоянии вся конструкция стояла горизонтально. Прикинув примерно высоту будущего шарнира, я обрезал перья. Из них же сделал втулки, которые приварил на концы. В качестве сайлентблоков в эти втулки у меня замечательно запрессовались резинки от амортизаторов классических Жигулей. Теперь можно было просверлить дышло в месте его крепления к буксировщику, обрезать лишнее и приступить к изготовлению рамы корыта.

Готовое корыто с рамой
Готовое корыто с рамой

Что же, тут тоже все по месту и на глаз. Выгибаем криволинейные продольные трубы, все обрезаем, при помощи струбцин собираем это прямо на корыте, прихватываем, и потом, уже отдельно — обвариваем. Садимся на воображаемую сидушку, которая в моем случае стоит так, что моя спина находится где-то на уровне переднего края гусеницы. И после того, как ты сел, сразу становится понятно, где у нас будет упор для ног, который послужит еще и дополнительным элементом жесткости рамы; привариваем его.

Далее нужно сделать балку крепления корыта к шарнирам вилки. Ну, тут все видно на фотографиях. Такая вот загогулина с ушами, которая сверху приварена к раме, и снизу еще дополнительно развязана на днище корыта. Почти все! Остается покрасить новые детали, приклепать вытяжными заклепками раму к корыту и сделать еще кое-что по мелочи.

Балка
Балка

Корыто надо подшить полозьями, которые предохранят корпус от истирания, и кроме того, важно сделать стальные подрезы, которые подобно конькам помогут нам рулить на укатанном снегу или льду. Подрезы я сделал из того же уголка 40х40, их 2, и они имеют длину по 50см. Именно к ним крепится нижняя часть вышеупомянутой балки. Подрезы, подобно полубалансирным рулям лодки я так же расположил таким образом, чтобы спереди от оси поворота находилось где-то 30% их длины. Все! Можно собирать и допиливать до идеала!

Подрезы. К ним же двумя болтами крепится балка рамы
Подрезы. К ним же двумя болтами крепится балка рамы

Допиливать пришлось много мелочей. Например, я установил вокруг двигателя щитки, предохраняющие вариатор от попадания в него снега. Многие предпочитаю полноценные капоты для всей силовой установки, но мне это кажется излишеством. Мои щитки практически полностью исключают намокание ремня даже при опрокидывании в пресловутом «пухляке» Что еще? Очень важный момент — подогрев впуска и выхлопная система. Я изначально сделал забор воздуха от горячего глушителя, но глушитель на «Лифане» устроен несколько по-тупому, и часть выхлопных газов при любых раскладах попадала во впуск, сильно нарушая работу двигателя. Чтобы этого не происходило, я убрал дефлектор выхлопа и развернул сам глушитель на 90 градусов, вбок. Все сразу заработало просто чудесно. Правда, воздухозаборник пришлось доработать и он стал немного страшноватым, но это не беда — на максималку, как говорится, не влияет.

Двигатель, огражденный щитками
Двигатель, огражденный щитками
Развернутый глушитель и страшно добработанный корпус воздушного фильтра. У глушителя просто режется патрубок, поворачивается на нужный угол, и вновь обваривается.
Развернутый глушитель и страшно добработанный корпус воздушного фильтра. У глушителя просто режется патрубок, поворачивается на нужный угол, и вновь обваривается.

Ну, собственно, вот и все. Можно кататься. Кстати, по поводу опасений, что корыто не сможет наклоняться вперед из-за прямого дышла, могу сказать, что в действительности оно наклоняется куда надо и как надо. Дело в том, что при эксплуатации в рыхлом снегу, весом тела водителя грузится задняя часть корыта, и оно всегда немного задрано вверх. При этом для качания носом вниз, между его задним бортом и дышлом всегда есть достаточно места. Ездит это дело просто замечательно, весит относительно мало, легко разбирается и собирается при перевозке, и вообще приносит массу фана.

ТСУ
ТСУ

А тут можно посмотреть, как мы катаемся на нем: