Как мы купили яхту в Швеции за 2000 долларов

20.06.2018

В январе этого года мы задумали купить яхту, и уже в конце мая начали свое трехмесячное путешествие на ней из Швеции в Финляндию и далее к себе домой – в Россию.

Здесь мы расскажем о процессе этой покупки. На самом деле оказалось, что все до безобразия просто. Возможно, это будет несколько частей: сначала напишем про выбор лодки и процесс ее приобретения; затем про нашу поездку в Швецию, оформление договора и знакомство с лодкой. Потом про ее подготовку к путешествию и спуск на воду, а затем про практику хождения на ней и быта.

Яхтенная стоянка в Швеции
Яхтенная стоянка в Швеции

Итак, что обычно делает русский лодочник, когда он решает купить старую дешевую яхту? Он начинает искать ее на шведских сайтах объявлений! Просто там, действительно, население очень активно увлекается лодками и парусным спортом, в связи с чем сейчас образовалось огромное количество старых лодок, на которых люди почти уже не ходят, предпочитая более современные суда. Эти старые лодки можно сравнить с нашим советским автопромом – они дешевы, большой популярностью в стране уже не пользуются, поэтому желающие их могут крайне легко приобрести. Но несмотря на годы, они надежны, крепки и вполне могут послужить верой и правдой еще много лет.

Яхтенная стоянка в Швеции
Яхтенная стоянка в Швеции

Кроме того Швеция находится недалеко от России, туда очень легко и дешево можно попасть, в отличие от того же США или стран Средиземноморья, где также развит яхтенный рынок. Кроме шенгенской визы ничего не нужно, а виза эта выдается без каких-либо проблем. Поэтому мы и остановились именно на Швеции.

Также надо добавить, что для последующего хождения на лодке в Швеции не нужны ни шкиперские права, ни какие-нибудь другие. То есть мы можем купить лодку и спокойно пойти на ней в Россию для последующей растаможки. Что касается России лодку тут уже надо будет регистрировать, и права на судовождение понадобятся, но это уже будет совсем другая история.

Яхтенная стоянка в Швеции
Яхтенная стоянка в Швеции

Итак, после того как мы решили, что нам нужна яхта вместо тримарана, на котором мы ходили ранее, дело оставалось только за тем, чтобы понять, как именно эту лодку там покупать с чисто технической точки зрения. По-английски и тем более по-шведски мы не говорим и совершенно не ясно, как вообще связываться с продавцами.

Мы начали общаться с яхтсменами на различных форумах и в чатиках и почти сразу нам посоветовали проверенного посредника – специального человека, который давно уже живет в Стокгольме, но сам русский. Он – увлеченный лодочник и специализируется на решении именно этих вопросов. Зовут этого человека Макс Рамандер. Ну, и за небольшую плату он поможет купить вам хоть черта в ступе: сам все посмотрит, поторгуется, уплатит деньги и оформит все необходимые бумажки.

Разумеется, что предложение связаться с неизвестно кем, отправить ему кучу бабок и ждать результата – напряжет любого. Но Макс – человек, живущий за счет своей репутации. Он широко известен в околояхтенных кругах и пользуется большим доверием всего сообщества. Предоставляя свои услуги, он способствует приобретению огромного количества катеров и яхт. Поэтому и у нас быстро пропали всякие сомнения, когда мы нашли множество упоминаний этого человека. Забегая вперед скажем, что это доверие себя полностью оправдало – Макс нам очень помог и мы в будущем без малейших колебаний можем его рекомендовать кому угодно. Связываются с Максом Рамандером все по скайпу - maxmara1969. Также общались и мы.

Макс подписывает договор купли-продажи яхты
Макс подписывает договор купли-продажи яхты

Далее начался постоянный мониторинг "Блокета", их аналога нашего "Авито" (скорее, наоборот, авито слизан с блокета, но всем пофиг). Именно через этот сайт осуществляется подавляющее большинство покупок. Я постоянно смотрел разные лодки, но что-то оказывалось слишком дорогим, а что-то невыгодно расположенным. Однако появился и наш вариант. Именно то, что я хотел. Классическая лодка, длинный киль. Полное отсутствие всяких наворотов, повышающих цену. 10000 шведских крон за IF-boat (Интернейшенл Фолькбот) 1972 года постройки. Ну, это как бы стеклопластиковый Фолькбот – его переосмысление из 60х годов. Я тут же загорелся и дал Максу отмашку.

Лодка находилась в городе Гетеборге. Макс съездил туда из Стокгольма за отдельную плату, осмотрел ее, сторговался на 8 000 крон (около 1000 долларов) против изначальных 10 000. В процессе осмотра он сразу же присылал нам фотографии лодки и выявленных косяков. В основном это была ободравшаяся в некоторых местах краска и небольшие сколы на рундуках и прочих углах, но в целом совершенно ничего критичного, чего нельзя было бы закрасить или замазать. Опять же забегая вперед скажу, что Макс не скрыл никаких проблем лодки; ничего, что он не показал бы на фото, впоследствии в реальности мы не обнаружили. То есть все косячные места он сразу нашел, и показал на фото.

Яхтенная стоянка в Швеции
Яхтенная стоянка в Швеции

В итоге мы все утвердили, и Макс купил ее, оформив на себя, и заплатив за лодку свои собственные деньги, чтобы затем переоформить на нас, когда мы приедем в Швецию. Мы ранее перевели ему частичную предоплату за его услуги, но эта предоплата цену судна совершенно не покрывала.

В целом получилось, что стоимость яхты для нас составила 1000 долларов, плюс та же 1000 долларов была заплачена Максу за все его посреднические услуги, с учетом его поездки в Гетеборг и т.п. То есть мы потратили на данный момент на приобретение лодки всего 2 000 долларов.

Яхтенная стоянка в Швеции
Яхтенная стоянка в Швеции

Тут надо сказать, что процесс покупки яхт в Швеции крайне прост. Лодки до 12 метров там не регистрируются в принципе. То есть составляется простой договор купли-продажи и подписывается сторонами. Никакие нотариусы тоже не нужны. Люди просто заполняют типовой бланк, подписывают его, передают деньги и вуаля – лодка сменила хозяина.

Мы впоследствии спрашивали Макса – как так? Как вообще хозяин доказывает потом, что он в принципе владеет лодкой. Оказалось, что роль привычного нам регистратора отчасти играет страховая компания. Страховка лодок в Швеции по закону не обязательна, но все равно большинство яхтсменов предпочитает обезопаситься и заключить договор страхования. Кроме того этот договор почти всегда требуют яхт-клубы, чтоб ставить лодки туда на стоянки; страховка нужна, чтобы ходить по некоторым каналам.

В итоге страховая своим договором как бы дополнительно подтверждает, что вы действительно - владелец лодки. Есть даже такая интересная практика: если у яхты отсутствует серийный номер, например, потому что это самострой, то страховщик выдает специальные наклеечки и хозяин клеит их в тайных местах. Если лодку украдут, владелец докажет принадлежность яхты тем, что укажет – где именно находятся эти наклейки. Но в целом все это совершенно необязательные телодвижения.

Итак, Макс приобрел выбранную яхту для нас, доплатив свои деньги, а мы в течение последующих месяцев зарабатывали и выплачивали ему остаток суммы, подлежащей оплате, а также морально готовились к поездке.

В марте или апреле Макс написал мне и предупредил, что администрация марины, в которой хранится лодка, уведомила его о том, что к концу мая она должна быть сброшена на воду. Договорились на 31е число, и это означало, что за пару дней до этого мы должны оказаться там, чтобы подготовиться. Этим мы и занялись.

Наша лодка стоит в гетеборгских шхерах
Наша лодка стоит в гетеборгских шхерах

Продолжение тут.