109,7K подписчиков

Как обеспечить себя дешевым электричеством в путешествии

5,9K прочитали

В походе на яхте по Швеции ради обеспечения лодки электричеством я решил попробовать использовать солнечную панель. И я не ошибся – панель работает просто прекрасно. Сразу скажу, что в солнечные дни нам даже не требуется включать генератор, так как наша 100-ваттная система с лихвой покрывает все потребности, а именно навигатор, эхолот, ноутбук и роутер. Теперь расскажу поподробнее о своем прежнем опыте и пути, приведшем меня к этой самой панели.

В походе на яхте по Швеции ради обеспечения лодки электричеством я решил попробовать использовать солнечную панель. И я не ошибся – панель работает просто прекрасно.

Значит, когда-то, было дело, мы ходили на байдарке. В те времена из потребителей электричества у нас имелся только лишь фотоаппарат. Но и никакого генератора мы с собой тогда брать не могли. Разумеется, что на поверхности лежало решение использовать солнечную панель – ей-то мы и попытались воспользоваться. Я не помню, какую она имела мощность, и скажу лишь, что была она не велика. Заряжать мы пытались сухие пальчиковые аккумуляторы, напрямую, без всяких преобразователей. Получалось это очень плохо, но все-таки, например, с Поноя и Терского берега Белого моря у нас кое-какие фотографии имеются, а значит – система кое-как работала. Однако, впоследствии она была признана неработоспособной и мы перешли на батарейки, которые брали с собой в огромных количествах.

Солнечная панель в герме на байдарке, 2007 год
Солнечная панель в герме на байдарке, 2007 год

Тот первый неудачный опыт сформировал у меня стереотип, что солнечная панель в принципе является каким-то недоразумением, и что в Арктике она работать уж точно не способна. Позднее у нас появился катамаран, где источником электричества был генератор подвесного мотора, работавший на автомобильный аккумулятор. Эта система оказалась уже вполне жизнеспособной, и в двух походах аккумулятор успешно доживал до самого финиша.

Аккумулятор в герметичном ящике на катамаране, 2011 год
Аккумулятор в герметичном ящике на катамаране, 2011 год

После катамарана мы построили тримаран. Однако, его мотор был лишен генератора, и с тех пор мы начали пользоваться отдельным бензогенератором, заряжая аккумулятор лишь периодически. В такой ситуации аккумуляторы быстро мерли, не держали заряд, и вообще хватало этого электричества только на навигатор, эхолот, и худо-бедно на освещение каюты. Компьютер теперь питался непосредственно от работающей электростанции, а бензина на электричество тратилось великое множество.

Генератор на тримаране, зафиксированный веревками, 2015 год
Генератор на тримаране, зафиксированный веревками, 2015 год

Тут-то я и задумался о причинах такой плохой работы электросистемы. Вывод напрашивался только один: свинцовый аккумулятор не приспособлен для работы в таких условиях, когда его иногда заряжают, а потом разряжают практически в ноль. Я начал подумывать о ветряке, но ветряк – штука хоть и замечательная, но сложная и громоздкая.

И вот, мы собрались в Швецию. Бензин здесь стоит как в Амдерме, то есть очень дорого. Постоянное использование бензогенератора или лодочного мотора отпадает. Ветряк так и не был куплен. Да если бы и был, то непонятно, как его успеть смонтировать на лодку, которую я впервые увижу только на месте, и к которой я не смогу привезти длинных труб. Оставалась только пресловутая солнечная панель, к которой я не испытывал ни малейшего доверия.

Панель, контроллер и инвертор на 220В я приобрел в Питере без всяких проблем. Просто такие вещи распространены гораздо шире, чем ветряки. Стоило все в пределах 10 000 рублей.

По приезде на место я уже на второй день оживления лодки собрал и подключил данную систему. Аккумулятор на 60Ач я так же привез с собой. И о чудо! Сразу же все заработало! Как раз тогда стояли солнечные дни, и от этого самого аккумулятора я даже пилил болгаркой и сверлил дрелью.

Позднее погода испортилась, дни сделались пасмурными. Но оказалось, что даже без прямых солнечных лучей система способна обеспечивать электроэнергией навигационное оборудование и роутер. Ноутбук в таких условиях может работать лишь урывками. Но стоит завести бензогенератор и немного подзарядить аккумулятор, как все приходит в норму. Аналогичный эффект оказывает и выглянувшее на пару часов солнце. Стало быть, аккумулятор, постоянно подзаряжаемый даже малым током – чувствует себя прекрасно, расход бензина на электростанцию при этом минимален. Если добавить сюда еще и ветряк, то сжигать топливо ради электричества и вовсе не потребуется.

Солнечная панель на яхте, 2018 год
Солнечная панель на яхте, 2018 год

Теперь я рассажу подробнее об элементах своей системы. Самым главным из них является полугибкая панель максимально мощностью 100Вт (при попадании на нее солнечных лучей под прямым углом). Полугибкая – это означает, что жесткие кристаллические ячейки в ней наклеены на гибкую основу и закрыты гибкой пленкой. То есть в трубочку ее свернуть нельзя, панель сломается. Но ее можно закрепить на поверхности с не очень большой кривизной, и даже ходить по ней ногами. Собственно, так у нас все и сделано: панелька привязана к носовому рейлингу, сама лежит на палубе. Да, мы ходим прямо по ней, и с ней от этого ничего не происходит. Кроме того, для повышения эффективности работы, на стоянках при слабом ветре я поднимаю панель при помощи фала и поворачиваю ее перпендикулярно солнцу.

Панель соединена с контроллером. Провода я взял толстые, 4 квадратных миллиметра. Разъемы использовал стандартные «для панелей» - герметичные защелкивающиеся. Контроллер был куплен самый примитивный за 800 рублей. Инвертор – тоже из самых дешевых, 600Вт в номинале и 1.2кВт в пике. Вот и все.

Контроллер и инвертор
Контроллер и инвертор

Кстати, так как электропроводка на лодке находится в нерабочем состоянии, для освещения мы используем керосиновую лампу. Отличная вещь, скажу я вам! Такие лампы, как оказалось, очень популярны шведских лодочников. И этот самый текст я пишу при ее свете. А погода сейчас плохая, и аккумулятор подзаряжался генератором. Вот и все.