sevprostor
97 757 subscribers

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

6,4k full reads
10k story viewUnique page visitors
6,4k read the story to the endThat's 61% of the total page views
7,5 minutes — average reading time

В своих пространных рассказах про ввоз и растаможку лодки я обещал отдельно написать подробную инструкцию, чтобы вся информация в доходчивой форме была собрана в одном месте. Речь здесь пойдет о яхте, купленной в Швеции и ввозимой в Россию своим ходом по Финскому Заливу.

Основана эта инструкция на моем успешном опыте растаможки лодки. Может этот опыт в каких-то деталях и не совпадет с опытом других яхтсменов, но с этой инструкцией вам в любом случае будет понятней, как все происходит на практике.

Подготовка

Вам сразу понадобится только две вещи: договор купли-продажи лодки с прежним владельцем, и, желательно, любая радиостанция морского диапазона.

Опционально, для ускорения всего последующего процесса неплохо бы озаботиться и «официальным» переводом договора на русский язык – я слышал, что его вполне можно сделать дистанционно, то есть отправить скан по е-мейлу в какое-нибудь выборгское бюро переводов, чтобы перевод к вашему приезду уже был готов. Это позволит сократить время растаможки до пары дней.

Еще как вариант - можно изначально составить договор сразу на двух языках (русском и шведском), тогда перевод вообще не понадобится.

1. Выход из Финляндии

Для того, чтобы перейти из Финляндии в Россию, вам требуется прийти на финский остров Сантио - https://yandex.ru/maps/-/CBBeZ-DNOA Он расположен перед самой границей.

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

На острове вы должны будете встать на причал и дождаться финских пограничников. Если вы очень торопитесь - например, пришли на Сантио вечером, а хотите выйти утром, то вы в этом случае можете не ждать, а связаться с погранцами по рации или телефону. Все контакты будут написаны на причале.

Пограничники проведут досмотр лодки, помогут вам заполнить судовые роли и проштампуют паспорта.

Бланк судовой роли
Бланк судовой роли
Бланк судовой роли

Подробно про наше общение с финскими пограничниками мы писали тут.

2. Переход до Сайменского канала в России

Старт стоит назначить на раннее утро. Это необходимо для того, чтобы достичь Брусничного посветлу. Скажите о желаемом времени выхода финским пограничникам. Вы, конечно, можете пойти отсюда и в Кронштадт, но мы шли в Брусничное, поэтому рассказываю я именно о нем.

Шлюз Брусничное
Шлюз Брусничное
Шлюз Брусничное

Кстати, вплоть до момента окончания всех юридических процедур вы не будете поднадзорны ГИМСу, и поэтому вас не должно парить наличие спассредств или прав на управление судном. У нас, например, этих прав нет до сих пор и никто их ни разу не спросил, даже ГИМС при регистрации лодки. Я сам парился на счет отсутствия прав, но оказалось, что это не критично.

И вот, вы вышли с Сантио и пересекли незримую линию границы. Вам предстоит пройти в этот день около 90 км. Идти вы должны строго в пределах фарватера, отмеченного на карте. В скором времени с вами свяжутся по радио на 16 канале, так что не забывайте держать рацию включенной. Диспетчер обратится вам по-английски, но вы можете смело переходить на родной язык. Сразу говорите, что идете в Брусничное – это не вызовет у него никаких лишних вопросов. И, скорее всего, с этого момента вы перестанете быть интересным кому бы то ни было. Спокойно идите по фарватеру до самого Брусничного, это первый шлюз Сайменского канала. К ночи вы окажетесь там.

Про переход до шлюза я подробно писал тут.

3. Оформление входа в Россию у пограничников

Дальше есть два варианта. Кто-то сразу идет по каналу дальше, никак не пересекаясь с таможенниками на шлюзе Брусничный. Мы же решили отметиться на местном таможенном пункте.

Дело в том, что подошли к шлюзу мы уже ночью и сил идти до погранцов - у нас не было. Поэтому я решил уведомить таможню о том, что я нахожусь на территории России и получить официальное разрешение на то, чтобы встать на ночевку где-то на Сайменском канале.

Если вы тоже захотите переночевать, то действуйте также. Перед шлюзом швартуйтесь у стенки, находящейся справа по ходу вашего движения, берите все имеющиеся документы и отправляйтесь на таможенный пост – домик, стоящий там же. И в тот момент, когда вы поздороваетесь с дежурным и скажете, что пришли на шведской лодке для ее растаможки – все процедуры и начнутся. Совершенно ничего сложного вас здесь не ждет, так как имеющимися у вас бумажками займется сперва дежурный, а потом и другие специалисты. Просто отдайте ему загранпаспорта на всю команду, судовую роль и договор.

Таможенный пост
Таможенный пост
Таможенный пост

О том, что вы захотите отдохнуть, сразу скажите дежурному, который предложит вам постоять на специальной стоянке выше шлюза. На этом вы попрощаетесь, и получите от дежурного напутствия – завтра отметиться у пограничников на шлюзе Пялли (пятый, если считать от Брусничного), а потом вернуться сюда, отшлюзоваться, и снова встать у этой же стенки.

Прохождение канала не представляет каких-либо сложностей. После того, как таможня даст добро, то ворота шлюза откроются перед вами сами собой, связываться по рации с работниками шлюза не нужно. Вы попадете в систему, и далее вам не потребуется никак взаимодействовать с диспетчерами. Во все последующие шлюзы вы будете заходить просто по зеленым сигналам светофоров, установленным рядом с воротами.

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

Так вы доберетесь до Пялли. Тут от вас опять не будет требоваться ничего особенного. Прямо в камере шлюза вас досмотрят пограничники, опять заберут у вас паспорта и один оригинал судовой роли, после чего выпустят вас в верхний бьеф. Там вам нужно будет развернуться и снова зайти в шлюз, чтобы забрать свои документы и отправиться опять вниз, на Брусничное. Переход по каналу в обе стороны составляет примерно 30 км.

Замечу, что после шлюза «Цветочное» вы можете остановиться у стенки и сбегать в расположенный неподалеку магазин. Цены там довольно высокие, но ассортимент представлен всем – от бухла и сигарет до овощей и фруктов. Там же имеется заправка. Делать это на пути вверх, вроде как, запрещают правила. А вот после прохождения пограничного контроля - пожалуйста. Но это не точно. Сами мы ходили, и никто нас после этого не ругал, хотя я и рассказывал о магазине таможеннику.

Тут можно почитать подробнее про переход от Брусничного к Пялли. А тут обратно - от Пялли к Брусничному и про общение с таможней.

4. Оформление лодки в таможне Выборга

И вот вы уже во второй раз на таможенном посту. Первым делом вам предложат заполнить таможенную декларацию. Вам дадут образец заполнения, и вообще будут тщательно следить за тем, чтобы вы не ошиблись – снова все очень просто. Далее последует очередной досмотр, теперь уже таможенный. После окончания данной процедуры вас отправят швартоваться за противоположный причал, к старому шлюзу. Там очень удобное и уединенное место. Ну а потом вам будет предстоять несколько поездок в Выборг.

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

Здесь я сделаю одно важное замечание. Если вы живете где-то не совсем далеко от Выборга, то после швартовки лодки вам, возможно, будет иметь смысл быстренько съездить за вашим автомобилем. Все дело в том, что такси от Выборга до Брусничного обойдется примерно в 360 рублей, и если вам придется ездить много раз, то иметь под рукой собственный автомобиль окажется удобнее и дешевле. Пропуск для проезда прямо на шлюз можно оформить на портовой таможне в городе.

Но и без машины выбраться в Выборг очень просто. Например, Яндекс.Такси привезло вас в город. Ваша первейшая задача – получить официальный перевод вашего договора купли-продажи. Кроме тех бюро переводов, которые отображаются на яндекс.картах имеется еще одно, на Крепостной улице. Точного адреса я не помню, но вам нужно пойти в сторону Выборгского замка, и вы неизбежно на него наткнетесь. В общем не важно, куда именно вы обратитесь, я не советую только лишь одно, на ул.Мира, 5 – там меня динамили целых 2 дня. А во всех остальных вы имеете все шансы получить перевод чуть ли не сразу. С этой бумагой отправляйтесь к проходной выборгского порта по адресу улица Южный Вал, 35.

Перед собой вы увидите, собственно, проходную, левее нее – ворота для автотранспорта, и еще левее – двухэтажный дом – вам туда. Звоните в звонок на двери, вам открывает охранник, сидящий в дежурке. Говорите ему, что вы на таможню и проходите в коридор направо – в конце него находится закрытое окно со звонком. Подходите, звоните, ждете минуту, и в окошке появляется специалист таможни, которому вы говорите о том, что хотите растаможить лодку и отдаете все свои документы. Вас попросят заполнить пару форм, и если дело происходит до обеда (с 12.30 до 13.30, если мне не изменяет память), то в этот же день на Брусничное приедет эксперт для оценки яхты. Возвращайтесь на шлюз и ждите.

5. Оценка лодки и оплата пошлины

Эксперт тоже сделает все сам и задаст вам все необходимые вопросы о комплектации. Разумеется, что чем более нищей будет ваша лодка, тем, впоследствии, ниже окажется ее таможенная стоимость. Но не пытайтесь обмануть таможню – у этих ребят наметанный глаз и они все равно видят вас насквозь. Вот, например, по нам сразу было видно, что взять с нас нечего, и поэтому экспертка даже не стала смотреть на дополнительные паруса и заглядывать в рундуки. После завершения осмотра эксперт, вероятно предложит вам приехать вечером для подписания акта. А может быть, данная операция перенесется на следующий день. Но в любом случае, это будет еще одна поездка.

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

Спустя несколько часов после того, как вы подпишите акт осмотра, другой эксперт оценит таможенную стоимость вашей лодки. Вот именно этот вопрос и интересует всех людей более всех остальных. Как же оценивается стоимость? Никто точно не знает.

Более-менее современные лодки есть в каталогах, и их базовая цена берется оттуда. Старые же лодки оцениваются исходя из средних цен на аналогичные суда в стране приобретения. То есть в случае со шведской лодкой, специалист тупо идет на blocket.se, смотрит там объявления о продаже, и рассчитывает среднюю цену. Также они ориентируются на стоимость ранее растаможенных подобных лодок. На стоимость влияет и дополнительное оборудование (эхолот, картплоттер, авторулевой, система отопления и т.п.), и состояние лодки.

Нашу лодку таможня оценила в 21 000 шведских крон, а все платежи, включающие таможенную пошлину и НДС, составили 56 000 рублей.

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

Вас ознакомят с данным заключением, и если вы согласны, то вам просто остается поставить свою подпись и ждать еще несколько часов, пока вам выпишут ТПО – таможенный приходный ордер, самый важный документ. Вероятно, что выписка ТПО перенесется на следующий день, но это не беда, так как вы в теперь в одном шаге от цели. Короче не суть.

Вместе с данным документом вам нужно будет поехать на другой конец города, в местное таможенное управление по адресу Таможенный проезд, д.6. Там вы и осуществите оплату. Платить надо только наличкой.

С документами об оплате едете обратно в порт, где получаете необходимые печати и еще целую кипу бумаг. Не забудьте взять заверенную копию перевода вашего договора! На этом вы полностью свободны – можете возвращаться в Брусничное, и зайдя на таможенный пост, уходить.

6. Регистрация лодки в ГИМС

Но не стоит торопиться. На обратном пути из таможни идите в яхт-клуб «Фаворит», расположенный возле Крепостного моста на улице Штурма. Зайдите в сторожку дежурного и узнайте, можно ли вам встать на пару дней где-нибудь на их причалах. Ведь вам потребуется поставить лодку на учет в ГИМС! Скорее всего, место найдется. В яхт-клубе окажется либо сам его начальник, либо дежурный даст вам его телефон для решения всех вопросов. Главное, сделать все заранее. Для нашей восьмиметровой лодки стоянка стоила 400 рублей в день. Швартовка на якоре носом к причалу у моста. Не самое лучшее место, но все-таки весьма удобное. Ну а теперь можно и на Брусничное за лодкой.

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

Переход от Брусничного до «Фаворита» составляет 20 километров. Если вы пришли в Выборг до 17 часов, то тут же отправляйтесь в ГИМС, который находится совсем рядом по адресу ул.Крепостная, 12. Инспектор, который занимается оформлением лодок, ознакомится с вашими документами – переводом договора, СТП и таможенной декларацией. Когда он закончит чтение этих бумаг, то предложит вам заполнить бланк заявки на выдачу судового билета и даст 2 квитанции для оплаты пошлин, всего на сумму 1800 рублей. Бегите в сберкассу, оплачивайте, и возвращайтесь с чеками. Инспектор, скорее всего, пожелает осмотреть лодку в тот же день. В нашем случае осмотр занял пару минут, и ограничивался он лишь взглядом с причала. Ну вот теперь – точно почти все. Судовой билет будет готов в течение трех дней. Я лично забрал его утром следующего дня. И в этот самый момент моя лодка стала настоящей русской, с русскими номерами и с правом несения русского флага. Далее потребуется техосмотр, но это будет уже совсем другая история. Главное – нанести номера.

Как ввезти и растаможить иностранную лодку в России: пошаговая инструкция

Ну что же? Резюмируя все вышенаписанное, я скажу, что процедура растаможки лодки, на самом деле – проще пареной репы. Вам не потребуются никакие посредники или брокеры, так как все легко делается самостоятельно. Таможня нынче работает очень четко и быстро; ее специалисты предельно вежливы и добросовестны.